+7 (927) 633-53-99

73region@redcross.ru

Гагарина д.1

г. Ульяновск

Пн-Чт 08:00-17:30

Пт 08:00-15:00

Лекция №2.2.2. Эффективные технологии социального облуживания

Важным фактором обеспечения стабильности и благополучия общества, предупреждения возникновения и обострения многих социальных проблем признанно стала система социальных служб, составляющая основу современного института социальной работы.

В контексте институциональной (системной) модели социальной работы данный вид деятельности понимается не только как оказание помощи в трудных жизненных ситуациях представителям определенных социальных групп, но делается особый акцент на общесоциальную профилактику возникновения социальных проблем и различных социальных патологий. Системная социальная работа ориентируется на общее социальное оздоровление общества и затрагивает различные сферы жизни и деятельности индивида и социальных групп – экономическую, социально-бытовую, социально-трудовую, социально-культурную, сферу семейных отношений, сферы воспитания и образования и другие.

Известно, что культурно-досуговая деятельность осуществляется в различных формах – как в рамках учреждений культурной сферы, так и за их пределами. Данная система учреждений предполагает, прежде всего, организованные формы досуговой деятельности, в то время как досуг может иметь и неорганизованный, стихийный характер. Помимо этого, досуговая деятельность может быть не институционализирована, то есть осуществляться дома или в других местах, а в некоторых ситуациях и других типах учреждений. Не являются исключением в этой связи и учреждения социальной сферы, которые также могут выступать организаторами и местами осуществления культурно-досуговой деятельности.

Учитывая эти обстоятельства, можно подразделить социальную работу в культурно-досуговой сфере на несколько видов – в зависимости от места ее осуществления и степени институционализации. Это может быть социальная работа непосредственно в учреждениях культурно-просветительского и культурно-развлекательного характера – к примеру, с определенными группами или индивидуальными подопечными, которые нуждаются в помощи для получения доступа к этим учреждениям, или в организации, стимулировании к участию в этой деятельности. Помимо этого, возможна деятельность социальных работников по организации культурно-досуговой деятельности в социальных учреждениях, а также в ее не институционализированных формах.

Обычно под досугом понимают систему различных видов человеческой деятельности, ориентированной на реализацию разнообразных потребностей людей и осуществляемой в свободное время индивида. Вместе с тем, досуг не исчерпывается только процессами рекреации, но и способствует удовлетворению потребностей человека в межличностном общении и различных развлечениях. В общественных науках принято выделять активные формы проведения досуга – деятельностные разновидности, творческие и любительские занятия, занятия физкультурой, а также активные формы межличностного и межгруппового общения. А также пассивные – это пассивное потребление различных культурных мероприятий, потребление продукции средств массовой коммуникации (радио, телевидение, Интернет и пр.).

Таким образом, досуг не исчерпывается исключительно рекреационной функцией. Как отмечают современные исследователи, в своих развитых формах он предстает как социокультурная деятельность, которая предо­ставляет индивиду широкие возможности для проявления инициативы, творчества, самоутверждения, свободы социального поведения. В контексте социальной работы эти качества социокультурной деятельности могут быть положены в основу социокультурной реабилитации, и в частности в досуговую деятельность как одну из форм социокуль­турной реабилитации.

В случае институционализированной социальной работы, осуществляемой в рамках тех или иных реабилитационных учреждений, досуг может и должен представлять собой определенную деятельность, выступающую составной частью социотерапевтической среды, созданной в учреждении.

Как свидетельствует опыт некоторых реабилитационных центров, в такой ситуации досуг представляет собой не просто заполнение свободного времени. Он предполагает вовлечение клиентов социальных учреждений в разнообразную творческую и развлекающую дея­тельность, побуждение их интересов, мотивов к творчеству во всех его проявлениях. В этом случае досуг как творческий процесс, в который вовлека­ются подопечные, в особенности люди с ограниченными возможностями, расценивается как лечение творчеством. В настоящее время очень широкое распространение получает такая технология социальной работы, как арт-терапия. Она используется во многих социальных территориальных центрах и общеобразовательных учреждениях и способна превратить досуг в средство решения психолого-социальных проблем личности и коррекции поведения.

При проведении социальной работы в культурно-досуговой сфере необходимо учитывать, что сама социокультурная деятельность обуслов­лена историко-культурными, национально-этническими, религиозными традициями. Она характери­зуется многообразием форм и видов на базе общекультурных, художественных, позна­вательных, социально-бытовых, семейных, профессиональных и прочих интересов и отражает биологические, социально-психо­логические, индивидуально-коллективные особенности человека. Данные индивидуальные и социальные особенности, разумеется, сказываются на потребности в социальной помощи по организации и обеспечению доступа к культурно-досуговой деятельности. Не все социальные группы и категории населения в одинаковой степени нуждаются в оказании специальной социальной помощи в данной сфере.

Вместе с тем, у представителей всех социальных групп без исключения существуют социально-культурные потребности, нуждающиеся в качественном удовлетворении не меньше, чем какие-либо иные. Человек сможет гармонично развиваться и вести полноценное существование лишь в том случае, когда ни одна группа потребностей не приносится в жертву остальным. Если учесть, что социальная работа имеет своей целью оказание профессиональной помощи субъектам социальных отношений там, где качество социальных связей и социальное благополучие не достигают требуемого уровня, то становится очевидно, что подобная деятельность должна осуществляться и в культурно-досуговой сфере, наряду с другими направлениями социальной работы.

Кто же является клиентами социальной работы в культурно-досуговой сфере? Отвечая на данный вопрос, необходимо учитывать разные характеристики представителей той или иной социальной группы, а именно различный уровень активности, разное количество свободного времени, различные характер и интенсивность социальных связей и, наконец, различную степень потребности в такого рода деятельности. Очевидно, что наиболее вероятными клиентами являются люди пожилого возраста, ввиду наличия у них большего в сравнении с другими социальными группами количества свободного времени. С другой стороны, пожилой возраст связан с прекращением активной трудовой деятельности, что зачастую означает ослабление интенсивности социальных связей и обострение потребности в их поддержании и в общении.

Не менее важными клиентами социальной работы в культурно-досуговой сфере должны стать дети, поскольку в этом возрасте активно происходит социализация, формируется личность и, следовательно, закладываются устойчивые интересы, происходит приобщение к культурным ценностям, усваиваются различные виды досуговой деятельности, формируется будущий стиль жизни, навыки и потребности в активном участии в различных формах социально-культурной деятельности, включая художественное творчество, физкультуру и спорт, активный отдых, туризм.

Особое внимание должно уделяться детям из неблагополучных и педагогически несостоятельных семей. Таких детей необходимо активно вовлекать в институционализированные формы культурно-досуговой деятельности.  Специалист по социальной работе как нельзя лучше может помочь ребенку, так как знает его ситуацию, его права, и владеет необходимыми знаниями и навыками, чтобы их защитить. В данной ситуации он может выступать в роли брокера и мобилизатора, обеспечивая доступ детям в учреждения и организации культурно-досуговой сферы. Вовлечение в сферу культурно-досуговой деятельности может служить для детей группы риска средством более успешной социальной адаптации и реабилитации.

Если говорить о субъектах данного вида деятельности, то в настоящее время сложилась целая сеть учреждений и организаций для детей и подростков, деятельность которых прямо или косвенно направлена на организацию и развитие их качественного досуга. К ним относятся территориальные центры социальной помощи семье и детям, широко распространенные в России. Сюда же следует отнести центры психолого-педагогической помощи семье и детям; центры экстренной психологической помощи по телефону; центры социальной реабилитации для несовершеннолетних; социальные приюты для детей и подростков и ряд других. Необходимо добавить, что в большом количестве возникают различные негосударственные организации и объединения, такие как семейные центры и клубы, самодеятельные театры, сайты обмена опытом молодых родителей. Специалист, обладающий профессиональным образованием и соответствующей квалификацией, способен оказать действенную помощь этим росткам новых форм социальной жизни.

Считается, что увеличение продолжительности жизни в стране в некоторой степени отображает позитивные изменения качественных характеристик современного социума. Однако при этом старение населения — это очень серьезная социальная проблема, которая влияет на планирование и осуществление социальной политики государства. Она же ставит перед обществом острые вопросы экономического, социально-культурного, психолого-педагогического, морального плана.

Роль досуга в жизни пожилого человека индивидуальна и зависит от психофизических возможностей, общественного положения и условий. Проживание пожилого человека в очерченных условиях накладывает значительный отпечаток на его жизненный тонус, активность, психологическое настроение, изменение ценностных установок, уровень притязаний.

Исходя из опыта, можно заключить, что результативность деятельности по организации досуга как единой системы общественной и культурной активности людей преклонного возраста во многом определяется следующими факторами:

 финансовая и материальная база: размер собственной пенсии, бюджетного финансирования (в том числе на социально-культурные мероприятия), спонсорские и благотворительные вложения (в том числе гуманитарная помощь), частичная предпринимательская деятельность отдельных учреждений;

 модель организации свободного времени: преимущества классического блока досуговых мероприятий и технологий;

 кадровый ресурс: наличие профессионалов, которые обеспечивают реализацию социально-культурных технологий с людьми преклонного возраста;  морально-психологический ресурс: общественная активность пожилых людей, их интерес к досуговым формам и средствам, уровень культурных запросов и потребностей;  информационно-методический ресурс: комплект методической литературы, специализированных журналов;

 социально-демографический ресурс: потенциал историко-культурной самобытности региона, географического положения, необходимой компетентности работников системы социальных служб, социально-психологической и культурной атмосферы.

Досуг должен быть нацелен, в первую очередь, на ускорение внутренних психологических процессов пожилого человека, формирование его жизненного тонуса. Человек рождается, живет и умирает в рамках той культурной модели, в которой проходит его жизнь. Именно ценностные смыслы культуры создают условия возобновления социальных связей личности и общества, развивая механизмы повторной социализации средствами досуговых интересов.

На основе такого подхода можно выделить следующие основные функции досуга престарелых людей:

 поддержание связей с широким кругом людей. Социальное пространство таких людей естественным образом сокращается. Занятие разнообразными видами досуговой деятельности определяет возможность общения с разными категориями людей;

 удовлетворение потребности в признании. Ее испытывают все поколения, однако для людей пенсионного возраста она приобретает особенное значение в связи с отдалением от профессиональной активности. Благодаря любимому занятию можно приобрести репутацию специалиста в той или иной отрасли, получать премии, награды, радоваться признанию со стороны большого числа людей;

 улучшение и поддержка психофизического состояния. Любой вид досуга улучшает те или другие психофизические задатки, настроение, расслабляет человека, оптимизирует все его функции, вызывает удовлетворенность жизнью;

 сохранение и усиление социальной активности личности — своеобразный генератор творческой активности, духовных потребностей и социального опыта.

Социально-культурная трансформация образа жизни, быта и досуга людей преклонных лет основывается, прежде всего, на расширении их самостоятельных связей с социальной средой.

Сферу интересов пожилого человека нельзя представить без приобретения им навыков самостоятельного поиска и развития межличностных контактов, его включения в информационное пространство (телевидение, радио, пресса, книги), элементарного участия в общественно-полезном труде, организации повседневного досуга и развлечений. Поэтому социально-культурные технологии не могут и не должны быть средством только «приятного времяпрепровождения», удовлетворения гедонистических потребностей людей преклонных лет в развлечениях.

Каждой из технологий следует выполнять определенную утилитарную, исключительно прагматичную функцию. По существу, одно из сверхзаданий социально-культурных технологий заключается в том, чтобы каждого пожилого человека включить в обыденные социальные контакты, научить поддерживать цивилизованные отношения с ближайшими соседями и другими людьми в типичных социально-культурных ситуациях круглосуточно.

Сам полноценный досуг позволяет людям преклонных лет надолго закрепить навыки сохранения приятельских, дружеских отношений со своим ближайшим окружением, в рамках которых личные проблемы представляются не такими существенными, как раньше. Поскольку назначение социально-культурных технологий допускает также адаптацию старших граждан при выборе видов досуговых занятий, то первичным становится их практическая полезность, а развлекательный момент вторичным.

Для расширения практики организации досуговой деятельности людей преклонных лет представляется целесообразным обобщить формы и методы работы. В данный период времени применяется больше тридцати разнообразных видов такой деятельности.

Почти в каждом социальном учреждении и клубном формировании для пожилых людей используют целый комплекс культурных мероприятий, включая и досуг. Спецификой организации досуга и творческой деятельности в клубных объединениях является дифференцированный подход с учетом субъективных, психологических и социальных особенностей каждого человека.

Сохранение и поддержка давних интересов и хобби — одна из частей политики социальных учреждений, потому что многие из бывших увлечений человека могут иметь продолжение, невзирая на состояние здоровье.

Одной из особенностей культурной активности людей преклонных лет является баланс группового и индивидуального участия. Пение в хоре, дискуссионные клубы, физические упражнения, игры, мастерские по изготовлению предметов народного творчества, образовательные курсы (например, компьютерная грамотность) — такие мероприятия не только повышают самооценку человека, удовлетворяют его личные, культурные потребности, но и повышают коммуникативность, которая слишком важна для людей «третьего возраста».

Важное место в работе с пожилыми занимают общественные объединения, которые развивают активность людей, позволяют раскрыться их ресурсам, творческим инициативам, т. е. задействуют многообразный, позитивный потенциал пожилого человека. Такие общественные объединения создаются при медицинских центрах, центрах социального обслуживания, при дворцах и домах культуры, при образовательных структурах, муниципалитетах.

В рамках общественных объединений действуют творческие коллективы, музыкальные, фольклорные ансамбли, клубы любителей чтения, краеведения, программ здорового образа жизни, объединения при религиозных центрах и т. д. Как правило, они способствуют решению комплекса задач: поднимают статус пожилого человека, способствуют раскрепощению личности, позволяют удовлетворять социокультурные и образовательные потребности, развивают межпоколенческие отношения.

Деятельность в общественных объединениях выступает важнейшим средством профилактики от многих заболеваний и в целом формирует устойчивость личности в ситуациях сложного и противоречивого социума, ориентируя на позитивный выход из кризисов, а в некоторых случаях — на самореализацию личности.

Востребован и такой метод работы с естественными группами людей пожилого возраста, как организация клубов пожилых людей. В России их принято называть клубами или домами ветеранов. Пожилые люди должны иметь возможность совместно отмечать праздники и юбилеи, работать в кружках и секциях по интересам, участвовать в артелях по оказанию бытовых услуг, в потребительско-сбытовых кооперативах.

В нашей стране много общественных организаций ветеранов и пенсионеров, созданных и функционирующих самостоятельно. Некоторые из них сталкиваются с проблемами, основная причина которых — неумение наладить взаимно полезные обмены с окружающей средой.

Задача социальных служб — терапевтическая помощь таким организациям. При этом пользуются экологическим подходом, налаживая связи проблемных общественных объединений с социальной средой, которая их непосредственно окружает. Используют все возможные формальные и неформальные связи, стараются ввести эти общественные организации в консультативные советы по делам ветеранов и инвалидов, которые организуют при администрациях регионального и районного уровня.

Главное значение социально-культурной работы заключается в том, чтобы интегрировать индивиды, группу с внешними и внутренними источниками тех ресурсов, которые необходимы для корректировки, улучшения или сохранения определенного статуса.

Особенно развивает силы человека деятельность, которая направлена не на потребление, а на производство материальных и духовных благ и отдачу результатов своего труда другим людям.

Социально-культурные технологии имеют абсолютные возможности применения, они очень мобильны и восприимчивы к нововведениям.

В основу типологии этих технологий могут быть положены и другие признаки. В этой связи речь не может идти о какой-то всеобщей технологии, а надо говорить об огромном количестве технологий, каждая из которых будет согласоваться со спецификой конкретной деятельности.

Таким образом, программы по организации досуга могут быть реализованы в разное время — где-то считают рациональным их проводить в первой половине дня, где-то во второй. Основными занятиями пожилых является физическая культура, музейный и экскурсионный туризм, прогулки, посещение кинозалов, театров, концертных залов, консерватории, книжное чтение, просмотр телепередач, встречи с родственниками и друзьями, ухаживание за растениями и животными. Клубы по интересам объединяют клиентов с более высоким уровнем интеллекта. Тем самым социокультурное обслуживание пожилых людей способствует формированию и сохранению у них активной жизненной позиции, укреплению чувства собственного достоинства.

Система долговременного ухода (СДУ) – это комплексная система, направленная на обеспечение каждого человека, имеющего дефицит самообслуживания и не полностью справляющегося с самостоятельным уходом, социальной и медицинской поддержкой, позволяющей сохранять независимость, автономию, возможность самореализации и человеческое достоинство.

Участники СДУ – органы, ведомства и их подведомственные учреждения субъекта РФ их работники, негосударственные предприятия и их работники, а также лица, осуществляющие неформальный уход, вовлеченные в процесс оказания услуг (помощи) клиентам СДУ.

Получатель услуг СДУ – гражданин, получающий социальные услуги и, при установленной необходимости, медицинскую помощь в рамках СДУ.

Потенциальный получатель услуг СДУ – гражданин, информация о нуждаемости которого в услугах (помощи) участников СДУ, передана в органы социального обслуживания населения субъекта РФ.

Лица, осуществляющие уход – граждане, оказывающие неформальный уход в отношении получателя услуг СДУ на основе семейных, соседский, дружеских связей.

Типизация – процесс определения дефицитов самообслуживания гражданина, с последующим отнесением его к определенной группе ухода в зависимости от количества набранных в результате проведения оценки  баллов.

Бланк функциональной диагностики (БФД) – документ, на основе которого производится процедура типизации.

Медицинский патронаж – регулярные плановые посещения медицинским персоналом получателей услуг СДУ, осуществляемые в соответствии с текущими порядками оказания медицинской помощи гражданам по плану посещений, согласованному с терапевтом или гериатром.

Социальный патронаж – регулярные плановые надомные посещения персоналом организаций социального обслуживания получателей услуг СДУ, в соответствии с утвержденной программой ИППСУ.

Мультидисциплинарная бригада – группа работников органов здравоохранения и социального обслуживания, сформированная на постоянной или временной основе с целью комплексного качественного оказания помощи и предоставления социальных услуг в каждом направлении работы с гражданином, осуществляющих свою деятельность путем коммуникации с участниками по следующим основным вопросам: цели работы каждого из участников, текущее состояние получателя услуг СДУ, текущие ограничения жизнедеятельности и проч. В состав мультидисциплинарной бригады целесообразно включать: врача-терапевта и/или врача гериатра, врачей узких профилей (по необходимости), реабилитолога, средний медицинский персонал, врача паллиативной помощи (при необходимости), соцработника и проч.

Мобильная бригада – форма оказания медицинской помощи и (или) предоставления социальных услуг по месту проживания гражданина с целью сохранения ему привычных комфортных условий. В состав Мобильный бригады могут быть включены как работники организаций, оказывающие медицинскую помощь, так и предоставляющих социальные услуги.

Социализация – оказание медицинской помощи и (или) предоставление социальных услуг, формирующих комплекс мероприятий по социальной реабилитации, абилитации, интеграции и реинтеграции  в социальную систему, для всех без исключения граждан, являющихся получателями социальных услуг, в том числе ЛОУ, вне зависимости от места и форм их проживания,  получения услуг и тяжести состояния. Мероприятия по социализации входят в утвержденную для каждого гражданина, получающего услуги СДУ,  программу ИППСУ.

Целевая модель СДУ разработана в рамках трехлетнего пилотного проекта по созданию системы долговременного ухода, в соответствии с перечнем поручений Президента Российской Федерации №Пр-1650 от 23.08.2017  и  «Комплексом мер по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, включающей сбалансированное социальное обслуживание  и медицинскую помощь на дому, в полустационарной и стационарной форме с привлечением патронажной службы и сиделок, а также поддержке семейного ухода» от 14.12.2017.

Краткое описание целевой модели долговременного ухода предназначено для ознакомления участников пилотного проекта и всех заинтересованных лиц с основными принципами и механизмами функционирования СДУ. Каждый регион, вводящий СДУ, может выбрать оптимальный для себя порядок перехода к функционированию целевой модели, в зависимости от демографических, социальных, административных, инфраструктурных, кадровых, финансовых и прочих особенностей.

ЦЕЛЕВЫЕ ГРУППЫ СДУ:

– граждане с установленным в рамках типизации дефицитами самообслуживания

– граждане, оказывающие неформальный уход в отношении получателя услуг СДУ на основе семейных, соседский, дружеских связей

СДУ распространяется на всех  граждан, в отношении которых установлен факт снижения способности к самообслуживанию. При этом гарантированные объемы государственной помощи зависят от степени нуждаемости, доходной обеспеченности и условий жизнедеятельности граждан.

ФИНАНСОВО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ОРГАНИЗАЦИЙ, ЗАДЕЙСТВОВАННЫХ В СДУ:

В предоставлении услуг в рамках СДУ участвуют как государственные, так и негосударственные организации, в том числе НКО. Для расширения возможностей СДУ рекомендуется максимально широкое привлечение благотворительных и волонтерских организаций. Предоставление услуг СДУ осуществляется организациями, вовлеченными в процесс оказания услуг (помощи) на основе существующей системы оплаты соответствующих услуг (видов помощи) и действующего тарифообразования.

Цели СДУ:

– компенсация дефицитов самообслуживания (факторов, ухудшающих жизнедеятельность) получателя услуг СДУ;

-сохранение независимости, самостоятельности, автономности получателя услуг СДУ;

– обеспечение достойного качества жизни для людей с дефицитом самообслуживания;

– поддержка родственников и окружения, задействованного в неформальном уходе за получателями услуг СДУ.

Типы организации ухода в СДУ

  1. Формальный уход.

Уход, оказываемый работниками организаций органов социального обслуживания и здравоохранения, а также других сфер,  задействованных в предоставлении услуг в рамках долговременного ухода.

  1. Неформальный уход.

Уход силами семьи, друзей, родственников, соседей.

Основные этапы СДУ:

– Выявление

– Типизация

– Уход

Сквозные процессы СДУ:

– Координация

– Маршрутизация

– Информирование

– Контроль качества

Сквозные процессы сопровождают основные этапы СДУ – выявление, типизацию и уход –  от начала и до конца всей системы ДУ, обеспечивая непрерывность оказания услуг конкретному человеку.

Организационные элементы СДУ:

– Подготовка кадров

– Инфраструктура

– НПА

– Финансовая модель

Основные этапы СДУ

Выявление

Выявление – процесс получения и передачи информации о потенциальных получателях услуг СДУ, с целью предоставления гражданам максимально полной возможности выбирать и получать услуги СДУ.

СДУ предполагает реализацию двух принципов «вхождения» гражданина в систему:

– Личная инициатива: инициативное обращение гражданина или его представителя (заявительный принцип) за социальными услугами (услугами СДУ)

– Проактивный подход: деятельность вовлеченных ведомств по передаче данных о гражданине, потенциально нуждающемся в социальных услугах (услугах СДУ)  в органы социального обслуживания с целью выявления этого человека и предоставления ему необходимых социальных услуг на основе соответствующего заявления

Таким образом, система СДУ носит заявительный характер, но в своей работе использует выявительный принцип работы, основанный на межведомственном взаимодействии.

Заявительный принцип означает непосредственное обращение человека или его представителя напрямую в органы социальной защиты (или через обращение в органы здравоохранения) за услугами по ДУ.

При инициативном обращении человека или его представителя в органы соцзащиты используется ныне действующая процедура.

Проактивный подход реализуется органами здравоохранения и (или) социальной защиты субъектов РФ путем последовательной реализации следующих этапов работы:

  1. В стационарных организациях здравоохранения
    1. Идентификация гражданина, подлежащего в ближайшее время выписке на дом, в отношении которого медицинским персоналом предполагается наличие условий, ухудшающих его жизнедеятельность.
    2. Сбор данных о гражданине, включая информацию о готовности близких и знакомых гражданина осуществлять необходимый уход за ним в период восстановления и после
    3. Передача данных о гражданине в органы социальной защиты субъекта РФ для организации последующей работы с ним
  2. В поликлиническом звене и фельдшерских пунктах
    1. Идентификация гражданина, в отношении которого медицинским персоналом предполагается наличие условий, ухудшающих его жизнедеятельность
    2. Сбор данных о гражданине, включая информацию о готовности близких и знакомых гражданина осуществлять необходимый уход за ним
    3. Передача данных о гражданине в органы социальной защиты субъекта РФ для организации последующей работы с ним

Идентификация граждан в учреждениях здравоохранения производится на основе утвержденных субъектом РФ критериев. Сбор данных о гражданине в учреждениях здравоохранения может производиться как штатным персоналом непосредственного учреждения, так и привлекаемыми организациями социальной защиты, выполняющих данную работу на основе соответствующего межведомственного НПА. Передача данных о гражданине в органы социальной защиты осуществляется по информационным каналам межведомственного взаимодействия и содержит следующие данные, необходимые для осуществления органами социальной защиты последующей работы с гражданином: ФИО, дата рождения, рекомендация врача в части социального обслуживания, перечень функциональных ограничений гражданина, действующие назначения и противопоказания на момент передачи информации.

Органы соцзащиты, в рамках своих полномочий, проводят регулярные мероприятия по выявлению граждан с наличием факторов, ухудшающих его жизнедеятельность, не обратившихся за оказанием социальных услуг (услуг СДУ) и обеспечивают информирование граждан о возможности получать соответствующие услуги.

Если человек, с потенциальным дефицитом самообслуживания, попадает в зону ответственности  государственных органов (учреждений), отличных от органов здравоохранения и социальной защиты, представителям этих органов (учреждений) необходимо обратиться в органы здравоохранения, которые, в свою очередь, обязаны провести оценку гражданина и, при необходимости, передать указанную выше информацию о нем по информационным каналам межведомственного взаимодействия.

Получателем услуг СДУ гражданин становится после подписания заявления и подготовки пакета документов, определенных законодательно.

Цифровизация социальной сферы: преимущества и этические риски
Наиболее нуждающиеся в социальной помощи люди часто не владеют цифровыми технологиями, многие из них имеют ограниченные возможности здоровья. Для них могут понадобиться специальные сервисы и альтернативный доступ к услугам. Цифровизация отрасли может как упростить оказание помощи, так и создать новые способы дискриминации — многое зависит от этических принципов, лежащих в основе системы социальной поддержки.

Система социальной поддержки в России

Задача социальной поддержки — снижение бедности и социального неравенства. В системе соцподдержки важно исключить дискриминацию, чтобы обеспечить равный доступ к выплатам и льготам и не усугубить положение людей, которые и так находятся за чертой бедности.
В России сфера цифровых услуг соцподдержки только формируется, поэтому говорить об этических проблемах несколько преждевременно. Тем не менее можно сделать предположение, где потенциально могут возникнуть проблемы, сравнив перспективы применения цифровых услуг с текущим положением дел.
Сейчас существует более 380 видов мер социальной поддержки для разных категорий граждан, в том числе 44 вида — на федеральном уровне и 343 вида — на региональном и муниципальном уровнях. При этом ведомства, занимающиеся предоставлением льгот и начислением выплат, не всегда координируют свои действия. Процесс получения льгот очень трудоемкий, зачастую он оказывается не по силам человеку, находящемуся в сложной жизненной ситуации. Кроме того, население очень плохо информировано о мерах социальной поддержки. Общественная палата РФ провела исследование с участием более чем 3000 многодетных семей. Выяснилось, что почти треть опрошенных не знает о положенных им льготах или испытывает серьезные трудности при их получении. Да и качество оказания услуг остается очень низким. Зачастую граждане сталкиваются с равнодушием и невежливостью госслужащих социальных ведомств, хотя последним хорошо известно, что подобное поведение противоречит «Кодексу этики и служебного поведения работников органов управления социальной защиты населения и учреждений социального обслуживания».
В настоящее время система социальной поддержки переживает революционное реформирование — создается единая система социальной поддержки для всех регионов. В ней впервые предусматривается принцип проактивности, когда отдельные услуги будут предоставляться автоматически. Уже проведена подготовительная работа: создана и работает система МФЦ и портал gosuslugi.ru.
Портал Единой государственной информационной системы социального обеспечения (ЕГИССО) находится в ведении Министерства труда и социальной защиты населения, поддержку оказывают Федеральная служба по труду и занятости, Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации. Пользователь уже может узнать о федеральных и региональных выплатах, а в личном кабинете посмотреть, какие льготы и выплаты он уже получает. Сейчас платформа ЕГИССО работает в тестовом режиме и пока не «научилась» определять жизненную ситуацию человека, это произойдет к 2021–2022 годам (рисунок 1).
Рисунок 1. Автоматизация и проактивность в системе ЕГИССО
Существующие меры социальной поддержки когда-то были введены по разным причинам, порядок их предоставления и применения также варьировался. Социальную поддержку государство всегда оказывало по заявительному принципу, после письменного обращения гражданина, кроме того, гражданину требовалось пройти множество инстанций, собирая документы. Такую систему можно условно назвать аналоговой. Сегодня необходимо инвентаризировать имеющиеся меры, возможно, отчасти пересмотреть и создать оптимальные наборы льгот для разных категорий нуждающихся. Предполагается, что в новой, цифровой, системе гражданин, которому нужна социальная поддержка, перестанет быть просителем, социальные службы будут относиться к нему как к клиенту (таблица 1).
Таблица 1. Что изменит цифровизация в системе соцзащиты
Характеристика Система социальной поддержки
«аналоговая» цифровая
Принцип Заявительный. Человек должен сам обратиться за помощью и собрать пакет документов, чтобы подтвердить право на льготы Проактивный. Услуга предлагается тем, кому она положена. В ЕГИССО будет отражен статус клиента. Как только он изменится, будет запущена программа соответствующей социальной поддержки
Срок действия льгот Ограниченный по сроку действия документов. Разного рода справки действительны определенное время, после чего человеку приходится собирать их заново. Переосви­де­тель­ство­ва­ние вынуждены проходить даже люди, у которых инвалидность не может быть снята (например, после ампутации) Ограниченный наличием соответствующего статуса. Документы хранятся в системе, процесс их сбора автоматизирован. Далеко не всем лицам с инвалидностью нужно будет проходить переосви­де­тель­ство­вание (только медико-социальную экспертизу)
Структура соцподдержки Разные системы. Системы соцзащиты в регионах организованы по-разному, где-то проведена автоматизация, а где-то — полностью бумажный документооборот. Имеет место дублирование функций. Для одной и той же группы населения могут быть как федеральные, так и региональные льготы и выплаты. Человек должен сам сообщить об изменении своей жизненной ситуации и потребности в социальной поддержке Единая система. В ЕГИССО будут внесены все меры социальной поддержки, федеральные и региональные. Система будет координировать их между собой, взаимодействовать с другими платформами и получать от них информацию об изменении жизненной ситуации человека: родился ребенок, семья стала многодетной, человек получил инвалидность, потерял работу, вышел на пенсию и т.п.
Инфор­миро­ванность граждан — получателей соцподдержки Плохая. Каждое ведомство имеет свою систему обратной связи. Взаимодействие с гражданами происходит в очном режиме. Население очень плохо информировано о мерах поддержки. В результате многие нуждающиеся не получают положенных им льгот и выплат Хорошая. Для связи с гражданами ведомства будут использовать электронные каналы и банковские сервисы, появится единый контактный центр. Клиент сможет выбрать, как ему удобнее взаимодействовать с госорганами. Для людей, которые не могут или не хотят воспользоваться электронными сервисами, сохранится возможность обратиться в ведомство лично

Потенциальные проблемные точки социальных сервисов.

Сейчас территориальные отделения Пенсионного фонда Российской Федерации и приемные других ведомств, которые занимаются начислением пособий и льгот в регионах, работают так, что их услуги оставляют желать лучшего, причем во всем — от маршрутизации до отношения к гражданам. Реформирование системы соцподдержки осуществляется благодаря цифровизации и введению суперсервисов на уровне государства. Суперсервисы — комплексные госуслуги, сгруппированные по типичным жизненным ситуациям. К запуску готовятся 25 приоритетных суперсервисов. Вместе с цифровизацией появятся новые проблемы. Большинство из них пока невозможно прогнозировать, многое зависит от того, как будет развиваться сервис. Уже сейчас понятно, что потенциальным источником проблем являются как минимум принципы работы с личными данными (таблица 2).
Таблица 2. Потенциальные проблемные точки социальных сервисов
Проблема Способ предотвращения
Анализ дохода семьи.

Социальная поддержка предоставляется, если доход семьи не выше определенного уровня. Парадокс в том, что если человек, стоящий на грани бедности, пытается улучшить свою жизнь (например, находит подработку), то государство лишает его необходимой поддержки. Чтобы ее не потерять, люди идут на манипуляции — от трудоустройства по чужим документам до развода с супругом или отказа от регистрации брака

Анализ дохода семьи сопряжен с рисками дискриминации и потери приватности. Благополучная в целом семья может оказаться в критической ситуации (например, из-за тяжелой болезни родственника). При отсутствии помощи от государства она может оказаться за чертой бедности, и помочь ей будет уже значительно сложнее
Утечка данных. Клиенты соцзащиты менее благополучны и более уязвимы, чем среднестатистический гражданин. Получатели пособий и льгот, например пенсионеры, часто становятся жертвами мошенников. ПД людей с тяжелыми заболеваниями используют аферисты Нужно обеспечить безопасность как системы в целом, так и персональных данных каждого пользователя. Предстоит создать рабочие регламенты действий госслужащих, продумать условия их выполнения, учитывая человеческий фактор
Работа с «отказниками» и жителями отдаленных территорий. В силу разных причин (нежелание, отсутствие нужных компетенций, проживание в отдаленном населенном пункте) не все пользователи могут или хотят предоставлять данные о себе в электронном виде и пользоваться электронными сервисами государства. Количество таких пользователей пока неизвестно Те, кто откажется от цифровых услуг, смогут лично обращаться в ведомства, как и сегодня. Достаточно будет связаться по телефону со службой поддержки. В России разработаны варианты связи для отдаленных районов, например проект «ИТ-стойбище» в Ханты-Мансийском автономном округе, предполагающий установку оборудования для доступа к широкополосному спутниковому интернету
В тех отраслях, где уже внедрена цифровизация (например, в банковской системе), становится понятно, какого рода проблемы могут возникнуть на практике.
После того как были введены судебные приказы, появилась возможность списывать средства со счета ответчика по решению суда. При этом пока нет ни механизма, как уведомить ответчика, что на него подали в суд, ни механизма для проверки исковых документов. Технически довольно легко списать средства со счета на основании судебного приказа. Для сравнения: опротестовать решение суда и вернуть средства пострадавшему трудно (судебная система в России по-прежнему «аналоговая»), а иногда и невозможно. Это развязывает руки мошенникам.
Для того чтобы исключить такие ситуации, нужно сформировать полноценную систему правового контроля. С расширением круга участников информационных взаимодействий задача усложняется. С одной стороны, система должна быстро и автоматически информировать тех, кому положено знать о событии с правовыми последствиями, а с другой — отказывать тем, у кого таких прав нет. Все процедуры обмена содержат ПД или иные конфиденциальные сведения. И эту систему доступа к сведениям тысяч участников нужно поддерживать.
Представим, что банки получили право запрашивать какие-то сведения в Пенсионном фонде РФ. Центробанк лишил лицензии некое кредитное учреждение. Как юрлицо такое учреждение существует, но не имеет права запрашивать указанные сведения. Возникает проблема, как отследить статус учреждения и его права на работу с конкретными данными.
Зарубежный опыт цифровизации социальной поддержки.
В некоторых странах цифровые госуслуги технически и организационно развиты существенно лучше, чем в России. Целесообразно рассмотреть их опыт, чтобы понять, какие трудности очевидны и потенциально могут возникнуть.
По данным ООН, Великобритания являлась лидером цифровизации уже в 2016 году. Британское правительство держит курс на дефолтное (по умолчанию) цифровое предоставление государственных услуг. Национальный Департамент труда и пенсий (Department for Work and Pensions) форсирует разработку систем интеллектуальной автоматизации в соцобеспечении. Увеличиваются расходы на разработку и обучение социальных роботов. Департамент тестирует системы ИИ, призванные оценивать достоверность сведений о доходе и стоимость жилья претендентов на детские пособия. Ведомство полагает, что автоматизация удешевит процессы выплат, сделает их быстрее и точнее.
Эксперты предупреждают, что использование ИИ и автоматическое определение благосостояния ставят перед государством и обществом новые вопросы, как этические, так и технические. Филип Алстон, адвокат по правам человека, представил Генеральной Ассамблее ООН в Нью-Йорке доклад о нарушениях прав человека при тотальной цифровизации системы социальной защиты. Он предупреждает об опасности «разработать цифровую и дезинфицированную версию работного дома XIX века, вместо того чтобы творчески и сострадательно реагировать на реальные потребности людей, которые столкнулись с экономической нестабильностью в эпоху глубоких и быстрых преобразований».
Журналисты The Guardian в серии статей «Автоматизация бедности» рассказывают о том, как цифровые инновации могут угрожать социально незащищенным людям, и предупреждают, что после внедрения цифровой по умолчанию системы соцподдержки бедные становятся еще беднее. В частности, обеспокоенность пользователей вызывают системы автоматизированного взыскивания долгов, применяющиеся в США и Великобритании.
Тысячи жителей США получили требования вернуть необоснованно выплаченные пособия, во многих случаях деньги были перечислены более 10 лет назад и все сроки для обжалования давно прошли. Пользователи, столкнувшиеся с этой проблемой, описывают свои хождения по кругам «цифрового ада» в попытках найти конкретного чиновника, который за все отвечает.
В Великобритании универсальный кредит, новая форма комбинированного государственного пособия, стал одним из первых цифровых по умолчанию сервисов. Клиент общается с социальной службой только онлайн. Такая практика оказалась чрезвычайно проблематичной для самых бедных и уязвимых людей, получающих пособия. Лишь 47% людей с низким доходом пользуются широкополосным интернетом дома, что значительно затрудняет обратную связь. Кроме того, каждый пятый житель не имеет соответствующих навыков цифровой грамотности, и почти половина заявителей нуждается в помощи, чтобы подать заявку на пособия онлайн. Таким образом, электронный сервис становится препятствием для получения положенных социальных услуг.
По мнению экспертов, если заявители обращаются в органы социального обеспечения посредством цифрового канала, то практически невозможной становится обратная связь, а именно понимание и оспаривание решений о назначении выплат. Здесь существует реальный риск, что право перестанет быть приоритетом, все будет зависеть от интернет-технологий. Возможность обратной связи в новых системах вызывает тревогу у пользователей, особенно их волнует то, что трудно исправить ошибки, отменить неправомерные решения.
В Испании 500 000 человек потеряли субсидии на оплату электричества из-за применения ИИ для обработки заявок. Несовершенный алгоритм ИИ BOSCO отклонял некоторые заявки, хотя они полностью соответствовали условиям предоставления субсидии. Некоммерческая организация Civio запросила у министерства исходный код программного обеспечения. Совет по прозрачности и добросовестному управлению отклонил запрос Civio, ссылаясь на необходимость защиты авторских прав. Хотя во всех странах Европейского союза есть законодательство о свободе доступа к информации, решение, может ли быть передан исходный код, разрабатываемый органами власти, является не столь очевидным. Впереди длительные судебные разбирательства.
В Индии сбои в биометрической системе социального обеспечения Aadhaar стали причиной смерти по меньшей мере 13 человек. В беднейшем штате Джаркханд от голода умерла девочка 11 лет. Неправильное сканирование отпечатков пальцев и нестабильный интернет привели к тому, что люди не могли получить начисленные пособия, пенсии и зарплаты. В 2017 году в Калькутте прошли акции протеста против решения правительства предоставлять бесплатное питание в государственных школах только с помощью сервиса национальных биометрических карт.
Внедрение цифровых сервисов призвано оптимизировать социальную поддержку, облегчить взаимодействие гражданина и ведомств. Считается, что создание цифровых платформ значительно упростит доступ к льготам и выплатам для социально незащищенных граждан. Однако, как показывает практика в других государствах, внедрение цифровых инноваций в сфере соцзащиты приводит к возникновению новых проблем.
Для того чтобы говорить об этических проблемах, которые могут возникнуть в российской цифровой системе соцподдержки, нужно смотреть на два шага вперед, а это пока сложно. Сегодня система еще находится в доцифровом, «аналоговом» состоянии.

Что значит социальное предпринимательство? Это деятельность, которая направлена на решение или сглаживание общественных проблем. Понятие социального предпринимательства сейчас законодательно оформляется, а сферы деятельности расширяются. Но, как и раньше, основной особенностью такой коммерции является направление прибылей на социальные улучшения.

Кто такой социальный предприниматель?

Социальный предприниматель – это субъект малого или среднего бизнеса, формирующий особую бизнес-модель. Она должна быть направлена не только на достижение коммерческого успеха, но и на помощь социально уязвимым и малоимущим гражданам, решение значимых общественных задач. Это может быть производство продукции или предоставление услуг, создание льготных рабочих мест, защита экологии.

Можно сказать, что социально значимый бизнес стоит на пяти «китах»:

  • Цель. Задача такого коммерсанта – решить одну из общественно важных проблем либо хотя бы смягчить ее действие.
  • Социальный результат. Не абстрактный, а измеримый и позитивный.
  • Инновационные методы. Для достижения целей необходимы новые подходы, чтобы вовлечь в проект заинтересованных людей, готовых инвестировать в предприятие.
  • Стабильность в финансах и окупаемость проекта. Вливания со стороны не могут быть бесконечными. Даже выданный правительством грант рано или поздно закончится. Социальное предприятие должно выйти на самоокупаемость.
  • Возможность расширения. Чтобы проект был успешным и помог многим людям, его нужно масштабировать – как структурно, так и путем распространения опыта. Несколько общественно значимых предприятий всегда лучше, чем одно.

Сам же предприниматель, решивший заняться социальной коммерческой деятельностью, должен обладать особым чутьем. Он обязан видеть пустующие и проваленные ниши на рынке, уметь сосредоточить ресурсы и силы для достижения цели, действовать нестандартно в сложных ситуациях. Общественно значимые проекты в большинстве своем долгосрочные, и от умения стратегически мыслить, в какой-то мере предсказывать будущее, зависит успех предприятия.

Что относится к социальному предпринимательству?

Социальное предпринимательство бывает чистым или с корпоративной социальной ответственностью. В первом случае вся прибыль идет на помощь нуждающимся. При бизнесе КСО на решение общественных проблем направляется только часть дохода.

К категориям людей, которым социальные бизнесмены оказывают помощь, относят:

  • инвалидов;
  • сирот и выпускников детдомов;
  • мам-одиночек с детьми до семи лет;
  • многодетные семьи;
  • пенсионеров;
  • бывших заключенных.

Также в эту категорию могут попасть люди, случайно оказавшиеся в тяжелой жизненной ситуации.

Деятельность предпринимателей затрагивает отрасли здравоохранения, физической культуры, туризма, социальное обслуживание, трудоустройство, культурное просвещение. Это также может быть помощь пострадавшим от стихийных и техногенных бедствий, вооруженных конфликтов, насилия.

ФАКТ! Понятие социального предпринимательства пока еще четко не обозначено законодательно.

Но в конце минувшего года Государственная Дума приняла соответствующий законопроект в первом чтении. В этом акте расписывается, как будет происходить правовое регулирование общественно значимой коммерции. Пока же в нишу входят только субъекты малого и среднего предпринимательства, действующие в сфере обслуживания людей с ограниченными возможностями, сирот, многодетных и других малозащищенных граждан. Однако социальный бизнес может охватывать различные сферы – от развлекательно-культурной области до охраны окружающей среды.

Примеры социального предпринимательства в России

Отечественные социальные бизнесмены активно развивают тему трудоустройства социально незащищенных людей. Яркие примеры успешных проектов в этой сфере:

  • «Веселый войлок», Рыбинск. Творческая мастерская дает возможность заработать многодетным и малообеспеченным мамам, причем прямо на дому.
  • «Наивно? Очень!», Москва. Интернет-проект по продаже сувенирной продукции интересен тем, что все вещи изготавливают психически больные люди.
  • «В темноте?!», Москва. Весь персонал ресторана состоит из людей с серьезными проблемами со зрением.

Архангелогородки Ксения Гришанова и Маргарита Кузнецова организовали предприятие «Листик», которое помогает с одеждой для недоношенных крох. А московская таксомоторная служба «Инватакси» обслуживает только людей с ограниченными возможностями.

ИНТЕРЕСНО! Интересен пример социального предпринимательства из Самарской области. Там люди страдали от некачественной питьевой воды, а покупать бутилированную могли позволить себе не все.

На помощь пришел предприниматель Камиль Бакиров. Его компания «Дедал» установила агрегаты, где чистую воду можно брать, заплатив всего три рубля за литр.

Пожалуй, самый известный в России социальный предприниматель, миллиардер Рубен Варданян считает, что проекты, которые улучшают жизнь общества в долгосрочной перспективе, сейчас будут наиболее востребованы. Но поскольку они малоприбыльны и требуют стратегического подхода, необходима государственная и корпоративная помощь таким бизнесменам.

Лекции Рубена Варданяна о социальном предпринимательстве – на видео:

Бизнес-идеи для будущих социальных предпринимателей

Не все эти бизнес-идеи реально воплотить прямо сейчас, но, возможно, с усилением поддержки социального предпринимательства их можно будет реализовать. А некоторые уже успешно действуют в российских городах. К интересным вариантам можно отнести:

  • Открытие магазина с максимальными скидками на товары первой необходимости.
  • Передача учебников и книг нуждающимся от бывших студентов.
  • Беспроцентное микрокредитование.
  • Ресторан, где нуждающихся кормят бесплатно за счет обеспеченных посетителей.
  • Социальные фитнес-клубы с профессиональными тренерами.
  • Обучающие кружки для детей из семей, которые не могут платить репетиторам.
  • Курсы переобучения профессиям для людей с ограниченными возможностями.
  • Выездные мини-ателье и парикмахерские для тех, кому сложно выходить из дома.
  • Производство и установка устройств альтернативной энергетики для развития удаленных регионов.Уже сейчас открываются новые клининговые организации, пансионаты для тяжелобольных и престарелых, социальные компании, предоставляющие услуги нянечек и сиделок.Но и проверенные временем проекты тоже забывать не стоит. Еще в СССР успешно работали фабрики, где трудились люди с ограниченными возможностями. Они изготавливали картонную тару, розетки, шили одежду. Если организовать такие предприятия и оборудовать современными станками, это не только даст рабочие места инвалидам, но и облегчит их труд.

    Субсидирование социального предпринимательства

    Субсидии на осуществление проектов общественно значимого бизнеса даются безвозмездно и невозвратно в рамках Федеральной программы поддержки малого и среднего предпринимательства. Их можно потратить на развитие социального предприятия. Максимум, сколько может получить предприниматель, – полтора миллиона рублей. Однако бизнесмен должен победить в конкурсе и вложить сам не меньше 15 процентов от предоставляемых средств.

    Организации и Фонды помощи бизнесменам

    В большинстве регионов предприниматель может найти поддержку в Центре инноваций социальной сферы. Контактные данные местной организации легко находятся через «Бизнес-навигатор МСП».

    В ЦИСС начинающий бизнесмен может рассчитывать на поддержку юристов и аналитиков, получение достоверной информации для решения насущных проблем, проконсультироваться по вопросам в сфере бухгалтерии, налогообложения и маркетингового продвижения.

    Также помощь представителям социальной коммерции оказывают:

    • Фонд поддержки социальных проектов. Предлагает бесплатное обучение, консультации успешных бизнесменов и помощь в получении финансовых льгот. Деятельность обратившегося коммерсанта должна относиться к области здравоохранения, образования и детского развития, физкультуры и спорта, поддержки пожилых и инвалидов, экологии, культуры.
    • Фонд региональных социальных программ «Наше будущее». Оказывает помощь представителям малого бизнеса, работа которых способствует решению общественных проблем. Основные направления деятельности предпринимателей – гериатрия, поиск работы, экология и социальный туризм, выпуск социально-значимой продукции, развитие и досуг детей. Благодаря фонду можно получить кредит на выгодных условиях, но сам предприниматель должен вложить в проект не меньше 20 процентов от суммы займа. При выборе заемщиков приветствуется нестандартный подход к решению проблемы.

    Можно также принять участие в ежегодном Всероссийском конкурсе «Лучший социальный проект года». Его победители получат не только призы и дипломы: их проекты будут продвигать в регионах на максимально льготных условиях.

    СОВЕТ! Если социальное предприятие активно развивается, его основателям следует вступить в Реестр поставщиков социальных услуг.

    Согласно закону №442-ФЗ, его участникам компенсируются расходы на оказание соцуслуг из федерального бюджета. НК РФ устанавливает нулевую ставку по налогам на прибыль и освобождает от НДС, если предприятие находится в этом реестре.

    Поддержку начинающим социальным бизнесменам оказывают не только государственные структуры, но и крупные предприятия. Варианты такой помощи: консалтинговые услуги на безвозмездной основе, юридическое сопровождение, предоставление помещений. Сами же корпорации продвигают социальную помощь для собственных сотрудников – организация досуга, устройство малышей в детсады, выделение путевок в санатории и летние лагеря.

    Социальное предпринимательство выгодно не только обществу. Коммерсант, занимаясь столь важным делом, чувствует свою значимость. Кроме того, никто не говорит, что нужно отдать последнюю рубашку. При правильном подходе и основатель бизнеса в накладе не останется.

    Бизнес-модели социального предпринимательства с практическими примерами – на видео: