+7 (927) 633-53-99

73region@redcross.ru

Гагарина д.1

г. Ульяновск

Пн-Чт 08:00-17:30

Пт 08:00-15:00

Лекция №1.2. Современные концепции социальной работы и их основания.

Основные современные концепции социальной работы.

Среди современных концепций социальной работы актуален системно-теоретический подход, в котором отношения, интеракции, трансакции и социальные процессы рассматриваются в причинно-следственной зависимости.

Концептуальные основы социальной работы весьма многообразны. Многообразие теоретических моделей в социальной работе как науке отражает результаты поисков ученых разных школ, ее эволюцию, изменения в содержании социальной жизни общества.

Каждая модель содержит оригинальные теоретические положения, опирается на смежные науки о человеке и обществе, социокультурные особенности того или иного социума, а также предполагает определенное содержание практики социальной работы.

Вполне определенно можно выделить три основные группы теоретических моделей:

1) социолого-ориентированные;

2) психолого-оринтированные;

3)комплексно-ориентированные.

Социолого-ориентированные модели, как видно из названия, наиболее тесно связаны с социологическими концепциями. Для этих моделей наиболее актуальны идеи теории систем Л. фон Берталанфи, в контексте которых социальная система представляет собой определенный набор абстракций из конкретных форм взаимосвязи и поведения. На основе теории систем социальный работник выявляет факторы окружения клиента, фиксирует наличие воздействия на клиента других людей и влияние различных социальных факторов. Наиболее эффективно теория систем используется в организации социального обслуживания, а также с целью разработки концепций социальной защиты населения. Среди современных социолого-ориентированных моделей выделяют «модели жизни» экологической теории, социально-радикальную модель, марксистскую модель.

«Модели жизни» экологической теории представляют собой одну из концепций взаимодействия психологической и социальной систем. Еще Т. Парсонс предлагал установить границу «между социальной системой и организмом, значимость которой очевидна в таких областях, как разные аспекты проблем здравоохранения, а также проблемы регулирования роста населения».

Кроме того, по его мнению, к таким областям относятся и психологические проблемы, так как психологическая система, например в личностном плане, функционирует практически автономно, а не как какая-то часть социальной системы. Пограничные связи между психологической и социальной системами определяют поведение индивидов. Нарушение же их приводит к дезадаптации. Примерами нарушения адаптивного равновесия, приводящего к стрессам и создающего различные социально-психологические проблемы, могут быть изменения социального статуса, перестройка личностно-жизненного пространства, которые происходят, в частности, у перемещенных лиц (беженцев, мигрантов и эмигрантов). Принимая во внимание фактор неравных возможностей, социальный работник должен, с одной стороны, учитывать существующие в регионе социальные факторы и условия, с другой — выявлять механизмы эффективной адаптации клиентов к новой среде обитания, с третьей — обучать клиентов самостоятельно приобретать адаптивные навыки. Таким образом, социальный работник, использующий данный подход в решении проблем клиента, воздействует не только на него, но и на среду его обитания, т.е. действует с учетом системного видения проблемы.Все более важное значение в этом системном осмыслении проблем социальной работы приобретает экологическая составляющая, т.е. учет влияния на условия жизни человека эволюции экологических систем, их состояния в каждый данный момент.

В структурной социальной работе системно-экологический подход наиболее масштабно проявляется, как и теория систем в целом, в организации работы системы социального обеспечения и поддержки населения. Он предусматривает и спланированную официально-централизованную поддержку отдельных групп населения, и массовую, а также индивидуальную неформальную помощь (в том числе со стороны друзей, соседей, членов семьи). В теории экосистемы большое внимание уделяется и проблеме взаимоотношений социального работника и клиента, которые рассматриваются как специфические системы. В этом взаимодействии используются отдельные положения теории социальных ролей, последовательно учитываются особенности естественных основ индивидуальной и социальной жизни людей.

Основу социально-радикальной модели социальной работы составляют концепции защиты и «наделения полномочиями», «социальной адвокатуры», повышения уровня и развития самосознания представителей различных социальных групп. Модель защиты клиента является частью движения за права человека (против расизма, национальных предрассудков, помещения людей, в том числе и преступников, на длительный срок в учреждения различного типа), так как ответственность за социальные изменения как бы перекладывается на самого клиента, восстановившего свой жизненный потенциал с помощью социального работника. Технология «наделения полномочиями», используемая с целью повышения самоконтроля клиента, его личной ответственности, самоактуализации. Данная модель социальной работы, направлена на развитие социальных способностей, индивидуальной и социальной субъектности клиента.

Марксистская модель социальной работы. Основу данной модели социальной работы составляет понимание деятельности социального работника как силы, способствующей осуществлению совместных коллективных действий, повышающих самосознание клиента и направленных на осуществление позитивных перемен в обществе. Но направленность этой «силы» в разных модификациях этой модели рассматривается по-разному. В одном случае приоритетной считается такая функция социального работника, как социальный контроль, в другом -главенствующими считаются такие функции, как социальный «стабилизатор», социальный «адвокат», социальный «врач», социальный «педагог». Данная модель особенно эффективно развивается на структурном уровне.

Психолого-ориентированные модели ориентируют социальных работников на то, чтобы помочь клиентам оптимизировать собственные усилия, направленные на изменение жизненной ситуации, возникшей на личностном или социальном уровнях.

Психодинамическая модель основана на подходах сформулированных в теориях 3. Фрейда, Э. Берна и др. Основные понятия этой модели социальной работы связаны с психоанализом. В психодинамической модели заложены принципы индивидуальной социальной работы (кейсуорк): индивидуализация клиента, оценка возникшей проблемы, ее диагностика, использование терапевтических технологий помощи.

Экзистенциальная модель связана с экзистенциальными и феноменологическими подходами в психологии. При анализе поведения клиента важно учитывать, как он воспринимает и интерпретирует свои представления об окружающем мире, как оценивает свой социальный статус. В рамках данной модели большое внимание уделяется рассмотрению специфики поведения клиента в первичных группах. Учитывая личностные конструкции, имеющиеся у клиента по поводу своего представления о себе и окружающем его мире, социальный работник более точно составляет понимание причин личностного дискомфорта. Данная модель оправдала себя в работе с этническими группами и другими категориями социального риска («недооцененные группы»), при разрешении конфликта, возникшего при несовпадении личностных реконструкций внешнего мира с новым социальным окружением. Важной при этом является работа по изменению смысла жизни клиента.

Гуманистическая модель определяется принципами гуманистической психологии (В. Франкл, К. Роджерс, А. Маслоу и др.). Социальная работа в этой модели проявляется в стремлении социальных работников помочь клиентам на основе самопознания и самоактуализации. Ведущая технология данной модели — технология «активного слушания» (эмпатия, партнерский стиль отношений). Существенная черта этой модели социальной работы — недирективный подход к решению проблем клиента. Эффективность данной модели связана во многом с личностными чертами самого социального работника (искреннее сочувствие, умение выстроить собственную технологию). В современных условиях данная модель социальной работы приобретает все большее влияние.

Все модели данной группы связаны с оказанием индивидуальной помощи клиенту, с позиций его личностных проблем, что требует от социального работника серьезной психологической подготовки.

Комплексно-ориентированные модели социальной работы. Усиливающиеся междисциплинарные и интегративные тенденции в практике и теории социальной работы актуализируют поиск комплексных моделей социальной работы, которые позволяют подходить к решению социальных проблем многосторонне. Среди них: ролевая модель, социально-педагогическая модель, когнитивная модель, концепция жизненных сил.

Ролевая модель построена на интеграции психологического и социологического знания (Дж. Морено, Дж. Г. Мид). Логика обоснования процесса социальной помощи базируется на психологическом знании, прежде всего – понимании роли личности. В ролевой модели используется представление о личностных ролях: люди строят свое поведение в соответствии с моделями, схемами, воспроизводимыми индивидуально-личностным сознанием. Ролевая модель включает проблемы клиента, связанные с вопросами о том, как себя вести и развиваться с учетом прошлого опыта, понимания значимости актуальных событий и процесса формирований представлений о собственной роли в жизни. Исполняя роли разного порядка (социальные, межличностные), человек может попасть в конфликт между ними. Здесь может быть актуальна помощь социального работника.

Социально-педагогическая модель особенно актуальна для России в силу традиционности рассмотрения вопросов социальной помощи с педагогической точки зрения. Воспитание, являясь частью процесса социализации, осуществляется целенаправленно, при опосредованном или непосредованном участии социальных факторов разного уровня (макро-, мезо- и микро). Сферой социального воспитания становится не только образование, приобретение жизненного опыта, но и оказание помощи. Социально-педагогическая модель может рассматриваться на уровне структурной и психосоциальной работы.

Когнитивная модель приобретает особую популярность в начале 80-х гг. Один из главных принципов социальной работы данной модели — социальные услуги должны быть доступны всем нуждающимся в них. Основная форма реализации этой модели – консультирование. В когнитивной модели выявляются возможности регуляции социального поведения клиента путем обучения его «отрабатывать» механизмы своих поступков, адекватные социальным условиям или той конкретной социальной ситуации, в которой он оказался. Данная модель чаще всего используется при работе по месту жительства.

Витально-ориентированная модель (концепция жизненных сил). В ее основе находится понятие «жизненные силы» как способность человека к воспроизводству и осуществлению жизни как биосоциального существа (реализация единства индивидуальной и социальной субъектности). Социальная работа представляет собой деятельность по оптимизации формирования, осуществления и реабилитации жизненных сил человека. В данной модели пересекаются психолого-ориентированные и социолого-ориентированные теории социальной работы. То или иное теоретическое обоснование социальной работы оказывает влияние на определение предметной области, методы, принципы, содержание социальной работы, как в теоретическом, так и в практическом аспекте.

Основные современные концепции и модели социальной работы

Многообразие моделей теоретического обоснования практики социальной работы отражают результаты научных поисков ученых разных школ, ее эволюцию, изменения в содержании и формах социальной работы. Психологи и социологи исследуют часто одни и те же явления, но с разных сторон и с разной степенью проникновения в сущность этих феноменов.

Основные модели теоретического обоснования практики социальной работы, по мнению Зимней И. А., отражают ее эволюцию, изменения в самом содержании и формах социальной работы. Каждая модель содержит некоторые теоретические положения, а также предполагает вполне определенное содержание социальной работы, методы и формы содействия нуждающимся, профилактику кризисов, возникающих у клиентов.

Анализ литературы дает возможность свести все эти модели к трем группам: 1. Психолого-ориентированные. 2. Социолого-ориентированные. 3. Комплексно-ориентированные.

К психолого-ориентированным моделям можно отнести следующие: психодинамическую теорию; ролево-коммуникативную теорию; гуманистическую теорию; кризис-интервентную. К социолого-ориентированным моделям можно отнести следующие: функционализм; социально-экологическую; социально-радикальную; марксистскую. К комплексным можно отнести следующие: когнитивную (познавательную); социально-педагогическую; витально-ориентированную; социально-психологическую. Социолого-ориентированные модели наиболее тесно связаны с социологическими концепциями. Социология лежит в основе тех теорий социальной работы, которые ориентированы на структурную социальную работу, связанную с оптимизацией деятельности учреждений социальной сферы, обеспечивающих социальную защиту различным социальным группам нуждающихся и повышение эффективности социальной политики в обществе.

Каждая из теоретических моделей, взятая в отдельности для осмысления социальных явлений, оказывается ограниченной и несовершенной. Поэтому важно в области теории и практики социальной работы не рассматривать отдельные концепции как изолированные, полярные, индифферентные друг другу, а наоборот, ориентироваться на их взаимодополняемость, взаимосоприкасаемость. Несмотря на различия в моделях социальной работы существуют общие тенденции, характеризующие процессы оказания социальной помощи на современном этапе: направленность на активизацию позиции клиента в процессе принятия помощи через повышение его самостоятельности, его способности контролировать свою жизнь и свои проблемы.

Роль милосердия и благотворительности в становлении отечественной социальной работы

Толчком для развития благотворительности в России стало принятие христианства. С принятием в 988 г. христианства в России стала активней развиваться традиция личной благотворительности русских князей, которая носила уже религиозный характер. Великий князь киевский Владимир Красное Солнышко, Креститель, “Отец сострадания”, уставом 996 г. официально вменил в обязанность духовенству заниматься общественным призрением, определив десятину на содержание монастырей, церквей, богаделен и больниц.

Большое рвение он проявил к устройству церкви, а также к благотворительности, чем и заслужил безмерную любовь народа. Его благотворительность распространялась и на тех, кто не мог прийти за помощью на его двор. Князь велел своим людям развозить по улицам хлеб, мясо, рыбу, овощи и раздавать по дворам нищим и убогим. Нестор объясняет такое человеколюбие Владимира действием христианского учения. Итак, Владимир, первый русский князь-христианин, начавший с убийства своего брата Ярополка, приняв христианство, стал ярким примером высочайшего покровительства над бедными, нищими и убогими. В его лице объединилась личная и государственная благотворительность.

На протяжении веков средоточием социальной помощи были церкви и монастыри. Под их руководством русские люди учились понимать и исполнять заповедь о любви к ближнему. При общественной неурядице, при недостатке безопасности для слабого и защиты для обижаемого следование этой заповеди полагали прежде всего в подвиге сострадания к страждущему, а ее первым требованием признавали личную милостыню. Идея этой милостыни была положена в основание практического нравоучения; потребность в подвиге сострадания воспитывалась всеми известными тогда средствами духовно-нравственной педагогики. Любить ближнего – это прежде всего накормить голодного, напоить жаждущего, посетить заключенного в темнице. Человеколюбие на деле значило нищелюбие.

Благотворительность была не столько вспомогательным средством общественного благоустройства, сколько необходимым условием личного нравственного здоровья: она больше была нужна самому “нищелюбу” , чем нищему. Целительная сила милостыни заключалась в том, чтобы, смотря на слезы и страдания, самому пострадать с ним, пережить то чувство, которое называется человеколюбием. Нищенство на Руси считалось не экономическим бременем для народа, не язвой общественного порядка, а одним из главных средств нравственного воспитания народа, практическим институтом благонравия, состоящим при церкви. Российское законодательство делило нищих на 4 категории (правда, это было уже много позже — в XIX в., но мы сразу скажем об этом, чтобы уже не возвращаться к этому вопросу)

Здесь были:

1) те, которые не могут своим трудом добыть пропитание;

2) те, кто по сиротству и временным болезням впал в нужду, но может работать;

3) те, которые могут трудиться, но нищенствуют по лености и дурному поведению;

4) те, кто по случайным обстоятельствам впал в крайнюю нужду.

К концу XIX в. насчитывалось 14854 благотворительных учреждения (общества и заведения), причем их условно можно было разделить на две группы — учреждения, которые относились к министерствам и ведомствам, преследующим только благотворительные цели, и ведомства, не имеющие специального благотворительного назначения. К числу первых относились: Ведомство учреждений Императрицы Марии, Российское общество Красного Креста, Императорское человеколюбивое общество и попечительство о домах трудолюбия и работных домах. Во вторую группу входил целый ряд учреждений — Ведомство православного исповедания и военного духовенства, Министерство внутренних дел, Министерство юстиции, Министерство народного образования и др.

Общая сумма средств благотворительных учреждений к концу прошлого века выражалась огромным числом — 404843798 рублей. Они складывались из процентов с капиталов, дохода от недвижимой собственности, членских взносов, случайных поступлений от жертвователей, от концертов, лотерей и т.д.