+7 (927) 633-53-99

73region@redcross.ru

Гагарина д.1

г. Ульяновск

Пн-Чт 08:00-17:30

Пт 08:00-15:00

Лекция №1.1. Основные понятия, используемые в социальной работе.

Общество – исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающихся с процессах их совместной деятельности. Характеризуя, то общее повторяющееся, что имеется у конкретных обществ, понятие общество в широком смысле позволяет рассматривать созданную человеком реальность в качестве особой формы движения материи. Осознание того, что человек живет в обществе, происходило в процессе длительного развития философской мысли.

С древнейших времен человека интересовали не только загадки природы, но и проблемы связанные с его собственным существование среди других людей. Общества базируется на традициях, нравственных нормах, складывающихся веками и определяющий образ жизни людей. Огромную роль здесь играет существующая клановость, принадлежность человека к определенному роду, общности. Здесь, как правило, писанные законы играют неписаные законы.

Формирование системы общественных отношений началось довольно давно, стоит ли говорить о ранних этапах развития человечества , когда «про- люди» собирались в племена и начинали жить совместной жизнью. Тогда и стали закладываться первые, если их так можно назвать, функции общественных отношений.

Социальная работа — это профессия, целью которой является обеспечение или восстановление полноценного взаимодействия отдельных людей и общества ради улучшения качества жизни каждого. Социальные работники могут иметь дело с отдельными людьми, семьями или малыми группами, а также организациями и обществом в целом; В связи с этим можно выделить четыре взаимосвязанных задачи социальной работы:

1. Обеспечение, восстановление, поддержка функционирования отдельных людей и групп.

2. Планирование, развитие и реализация социальной политики, социальных служб, ресурсов и программ.

3. Реализация политики, служб, ресурсов или программ в ходе правовых, социальных или политических акций.

4. Развитие и проверка знаний и умений, имеющих отношение к социальной практике. К ценностям социальной работы относятся достоинство, социальная справедливость, самоопределение, удовлетворение основных человеческих потребностей. Эти ценности касаются всех людей.

Основные понятия социальной работы

С 1991 года в нашей стране введена профессия- социальный работник . В связи с этим многие учебные заведения я вводят специализацию социальная работа.

Создание и введение этой профессии было определено следующим : тяжелая экономическая ситуация в стране, привела к реформированию, становлению рыночных отношений, миллионы людей стали нуждаться в экстренной социальной помощи и защите. Так 1992 г. После либерализации цен 70-80% населения по различным источникам находятся на грани нищенского существования, повысилась рождаемость, растет число детей-сирот, распадается каждый третий второй брак, обострилась проблема детской инвалидности, растет число преступлений.

Социальная работа может быть, рассмотрена как разновидность человеческой деятельности, цель которой оптимизировать осуществление субъективной роли людей во всех сферах жизни общества в процессе жизнеобеспечения и деятельного существования личности, семьи, социальных и других групп и слоев в обществе.

Социальной работой называется деятельность, направленная на оказание помощи людям, нуждающимся в ней, не способным без посторонней помощи решить свои жизненные проблемы, а во многих случаях и жить.

Объектами социальной работы служат люди, нуждающиеся в посторонней помощи:

пенсионеры

инвалиды

дети-инвалиды

злоупотребляющие спиртным и больные алкоголизмом

употребляющие наркотики

страдающие психическими заболеваниями

проститутки

самоубийцы

жертвы преступлений

живущие в неполных семьях

беженцы и переселенцы

безработные

Субъект социальной работы выполняет все функции по оказанию помощи нуждающимся. К субъекту социальной работы относятся все те люди и организации, которые ведут социальную работу и управляют ею. Это и государство в целом, осуществляющее социальную политику. Это и благотворительные организации, общества милосердия типа Красного Креста. Это общественные организации: детские фонды, ассоциации, союзы.

Но естественно главным субъектом социальной работы являются не организации, а люди, занимающиеся социальной работой профессионально или на общественных началах.

Говоря о субъекте социальной работы, важно отметить , что есть еще и организации которые занимаются организацией социальной работы (управляющие). И есть те, которые оказывают практическую помощь (практическая социальная работа).

Функции социальной работы: информационная, диагностическая, организационная, оказание практической помощи, управленческая.

Свою деятельность социальный работник начинает со сбора информации об объекте (пол, возраст, состояние здоровья, семейное положение, материальное положение, особенности психики, характера и т.д. по средствам социальной работы.

Средствами социальной работы называют все те предметы, орудия приспособления, действия, с помощью которых достигается цель деятельности.

Социальная защита – система мероприятий, осуществляемых обществом и его различными структурами, по обеспечению гарантированных минимально достаточных условий жизни, поддержанию жизнеобеспечения и деятельного существования человека.

Социальная поддержка – специальные меры, направленные на поддержания условий, достаточных для существования «слабых» социальных групп, отдельных семей, личностей, испытывающих нужду в процессе своей жизнедеятельности и деятельного существования.

Социальная помощь – это система социальных мер в виде содействия, поддержки и услуг, оказываемых отдельным лицам или группам населения социальной службой для преодоления или смягчения жизненных трудностей, поддержания их социального статуса и полноценной жизнедеятельности, адаптации в обществе.

Социальная поддержка, социальная защита людей, в целом социальная работа определяется социальной политикой государства как определенная ориентацией и системой мер по оптимизации социального развития общества, отношений между социальными и другими группами, созданию тех или иных условий для удовлетворения жизненных потребностей их представителей.

Социальная реабилитация – процесс восстановления основных социальных функций личности, общественного института, социальной группы, их социальной роли как субъекта основных сфер жизни общества.

Социальные гарантии – система мер, нормативных установок и условий, направленных на удовлетворение определенного набора благ и услуг, потребностей поддержания жизнеобеспечения и деятельного существования людей.

Социальное управление – вид управления в обществе , функции которого заключаются в регулировании социального положения всех участников общественной жизни, в обеспечении их развития как субъектов общественных отношений.

Цели социальной работы : способствовать интеграции общественного в целом ; содействовать адаптации людей в меняющемся мире.

Цели социальной работы конкретизируются в задачах социальной работы.

Максимально развивать индивидуальные способности и нравственно-волевые качества клиентов, побуждая их к самостоятельной действиям и принятию личной ответственности за все , происходящее в их жизни.

Содействовать достижению взаимопонимания между клиентом и социальной средой, в которой он существует.

Вырабатывать основные положения и принципы социальной политики, добиваться на всех уровнях их законодательного принятия и исполнительного осуществления.

Проводить работу по профилактике и предупреждению социально нежелательных явлений.

Организовывать научные исследования, конференции , семинары по проблемам социальной работы, издавать научную и методическую литературу для практикующих работников и студентов.

Способствовать распространению информации о правах и льготах отдельных категорий граждан, обязанностях и возможностях социальных служб, обеспечивать консультации по юридическим, правовым аспектам социальной политики.

Важнейшим компонентом системы логически упорядоченного знания является понятийный аппарат науки – совокупность понятий, категорий и терминов, которые позволяют в обобщенной форме отразить явления, изучаемые данной наукой, а также связи между ними путем фиксации их существенных свойств, признаков и закономерностей.

Принято различать понятия двух уровней. Во–первых, это понятия, отражающие эмпирический опыт социальной работы, результаты наблюдений и экспериментов. Во – вторых, понятия, образующиеся путем интерпретации первичных понятий (понятий первого уровня) и логических операций над ними.

Классификация понятий по степени общности:

– общенаучные (С-кт, О-кт, взаимодействие, причина, следствие, закономерность, сис-ма, элемент, связи, отношения, развитие, изменение)

– понятия соц. наук (общ-во, культура, чел-к, индивид, личность, деятельность, сознание, поведение)

– понятия, используемые в СР и в смежных дисциплинах (отклоняющееся поведение, аномия, социализация, адаптация, реабилитация, консультирование)

– специфич. понятия СР (индивидуальная СР, групповая СР, соц. защита, соц-псих. консультирование, ТЖС, соц. служба, соц. сиротство, эскопизм).

Помимо этой дифференциации по уровню обобщения понятия СР должны быть проанализированы также по их содержанию:

1) понятия, отражающие специфику организаций СР в различных сферах соц. практики (например, понятийный аппарат СР в учреждениях образования будет значительно отличаться от понятийного аппарата в учреждениях, оказывающих медицинскую помощь); имеются также свои особенности в СР с такими категориями клиентов, как беженцы, пожилые люди, инвалиды и дети группы риска; можно также выделить СР в особых условиях, которая своим понятийным аппаратом будет значительно отличаться от СР в обычных условиях.

2) понятия, отражающие различные аспекты организации профессиональной и добровольной СР, технологический подход к оказанию социальной помощи (среди таких понятий – менеджмент СР, экономика социальных служб, психосоциальные методы и др.).

Наряду с наличием объекта, предмета, методов исследования, любую науку характеризует наличие определённого понятийного аппарата. Научные понятия являются результатом обобщения и абстрагирования, они фиксируют наиболее общие и существенные свойства и признаки предметов и явлений. Они являются основой научного знания, так как представляют собой исходную логическую форму научно-теоретического знания вообще. В отличие от естественного разговорного языка, обслуживающего потребности повседневной жизненной практики и обыденного сознания, язык науки должен отвечать ряду особых требований. Значение научных терминов должно быть чётко определено, а взятые в некотором конкретном контексте, они должны быть однозначны. В научном языке не допускается неопределённости, так как это приводит к непониманию учёными друг друга или неверному пониманию в процессе научного общения и передачи научной информации.

Понятия социальной работы принято классифицировать по различным критериям. Наиболее распространённым является деление их по степени общности. В данном случае выделяют четыре группы понятий: наиболее общие, имеющие философский и общенаучный характер; понятия социальных наук; более узкие по значению понятия смежных с социальной работой дисциплин; специфические понятия социальной работы.

Философские и общенаучные понятия используются для общего описания объекта, его свойств и отношений с другими объектами. Сюда могут быть отнесены понятия: система, элемент, часть, целое, причина, следствие, закономерность, случайность, тождество, различие, противоречие, взаимодействие, развитие, изменение, эволюция и др.

Понятия социальных наук обеспечивают более подробное и всестороннее описание субъектов социальной работы, их взаимодействия и сопряжения с общественными ресурсами в рамках определённой культурной и социальной среды. В этот ряд можно поставить понятия: общество, культура, человек, индивид, личность, общность, институт, потребности, мотивы, цель, поведение, деятельность.

Понятия смежных дисциплин более точно обозначают процессы, являющиеся объектом социальной работы. Они, как правило, принадлежат различным разделам социологии, психологии, педагогики, правоведения. Сюда могут быть отнесены понятия: социализация, социальная норма, социальный контроль, отклоняющееся поведение, реабилитация, социальная роль, конфликт.

Понятия, используемые преимущественно социальной работой, обозначают её субъектов и связанные с ними социальные явления, формы и направления социальной работы, методы вмешательства и т.д. К ним можно отнести понятия: социальное сиротство, социально опасное положение, трудная жизненная ситуация, люди с особыми потребностями, социальная защищённость, безнадзорные дети.

Находясь в процессе становления, профессиональный и научный язык социальной работы сталкивается с неизбежными трудностями. В настоящее время в социальной работе наблюдается значительный «терминологический дефицит». Основные пути решения проблем развития понятийного аппарата социальной работы – это активный поиск, конструирование новых терминов. При этом необходимо избегать неоправданного заимствования иностранных слов и выражений. Внедрение иноязычных терминов должно происходить естественно и органично, – в тех случаях, где это действительно необходимо.

Социальная работа как вид профессиональной деятельности: основные цели, задачи, принципы и методы

Деятельность – одна из центральных категорий философии и психологии; она обозначает активность человека, направленную на преобразование окружающего мира, самого себя и условий своего существования. От поведения животных человеческую деятельность отличает осознанный целенаправленный и активно-преобразовательный характер. Если поведение животных инстинктивно и приспособительно, то человек, даже в простых видах деятельности действует на основе рационально сформулированных и сознательно поставленных целей.

СР – профессиональная творческая деятельность, которая включает компоненты и духовной и практической направленности. Профессиональный характер ей придаёт: узаконенность государством в качестве общественно необходимой и подлежащей правовому регулированию; соответствие её субъектов и институциональных элементов определённым формальным требованиям; наличие у субъектов специальной профессиональной подготовки, подтверждаемое соответствующим документом об образовании. Профессиональный характер социальной работы проявляется: в обязательном систематическом характере; в наличии формализованных принципов и ценностей; в социальном заказе со стороны общества и построении отношений участников деятельности в рамках действующего трудового законодательства.

СР в современной России удовлетворяет все этим требованиям, хотя процесс её институционализации в качестве профессии в новейшей истории России начался только в 90-е годы. Как и любая другая деятельность, социальная работа характеризуется определённой структурой, включающей такие элементы, как цели, задачи, субъекты и объекты деятельности, а также принципы, средства, методы деятельности и т.д. Помимо общих структурных элементов, социальную работу как профессиональную деятельность характеризуют: модели практики социальной работы (парадигмы); уровни и направления практической деятельности; профессиональные ценности социальной работы.

Существует два основных подхода в понимании целей профессиональной социальной работы, связанные с различным пониманием места института социальной работы в современном обществе в целом. Согласно первому социальная работа необходима для оказания помощи индивидам и группам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации и не распространяется на остальных членов общества. В данном случае она рассматривается как некий механизм срочного реагирования в случае появления определённых социальных проблем, но не предусматривает более обширной деятельности, направленной на предупреждение их появления. Модель СР, основанная на таком подходе, известна как «дефицитная», или «остаточная».

Второй подход рассматривает функции социальной работы как существенно более широкие, охватывающие не только помощь в трудных жизненных ситуациях и решение уже возникших социальных проблем, но и деятельность по предупреждению и профилактике негативных социальных явлений и общему социальному оздоровлению общества. Данный подход получил название институционального. При институциональном подходе цели СР выходят за рамки дефицитной модели и состоят в создании общественных условий, снижающих риск возникновения разного рода социальных отклонений.

Деятельность – это совокупность действий человека, направленных на желаемое изменение какого – либо предмета. У соц. работника – это человек, нуждающийся в помощи, не способный решить свои проблемы без посторонней помощи.

Таким образом, СР – это деятельность, причем профессиональная, направленная на оказание помощи людям, нуждающимся в ней (находящимися в трудной жизненной ситуации), не способным без посторонней помощи решить свои жизненные проблемы, а в многих случаях и жить (Павленок П. Д.).

Любая деятельность, в том числе и социальная работа, имеет свою структуру, каждый элемент, органически связан и взаимодействует с другими, выполняет свои функции. СР – целостная структура, которая состоит из следующих элементов: субъектов, содержания, которое раскрывается через функции; средств (организационно – технических, финансовых и др.), управления и цели.

Принципы СР.

Принципы СР являются важными структурными элементами логических форм научной теории и основополагающими правилами эмпирической деятельности.

Группы принципов ТСР.

1) общефилософские принципы, лежащие в основе всех наук об обществе, человеке и механизме их взаимодействия (принцип детерминизма, принцип отражения, принцип развития и др.)

2) социально – политические принципы выражают требования, обусловленные зависимостью содержания и направленности СР от социальной политики государства (единство государственного подхода в сочетании с региональными особенностями СР, демократизм её содержания и методов, законность и справедливость деятельности соц. работника)

3) организационные принципы (социально – технологическая компетентность кадров, принцип контроля и проверки исполнения, принцип функциональной определенности, принцип единства прав и обязанностей)

4) психолого–педагогические принципы (выбор средств психолого–педагогического воздействия на клиентов социальных служб, необходимость учета индивидуальных характеристик при осуществлении любых социально – технологических процедур, целенаправленность и адресность СР).

Специфические принципы СР, определяющие основные правила деятельности в сфере оказания социальных услуг населению:

– принцип универсальности (отсутствие дискриминации клиентов по каким – либо признакам)

– принцип охраны социальных прав (оказание помощи клиенту не может быть обусловлено требованием к нему, отказаться от своих социальных прав).

– принцип социального реагирования

– принцип профилактической направленности

– принцип клиентоцентризма

– принцип опоры на собственные силы

– принцип максимизации социальных ресурсов

– принцип конфиденциальности

– принцип толерантности.

Таким образом, система закономерностей и принципов СР является фундаментом, на основе которого строится вся практическая деятельность специалиста по СР.

Целью СР как профессиональной деятельности является с одной стороны удовлетворение интересов клиента, а с другой стороны – поддержание стабильности в обществе. Оптимальный вариант решения данной проблемы – это нахождение компромисса между этими двумя целями.