+7 (927) 633-53-99

73region@redcross.ru

Гагарина д.1

г. Ульяновск

Пн-Чт 08:00-17:30

Пт 08:00-15:00

Лекция №2.2.1. Инновационные методы практики социальной работы

Сегодня, когда диалектика общественного развития обусловила создание и утверждение новых социальных установок и новой социальной политики, а также формирование нового социального мышления, социальная инновация приобретает все более четкие структурные очертания как особый вид профессиональной, научной и образовательной деятельности.

Современные организации и учреждения, осуществляющие свою деятельность в социальной сфере, должны адаптироваться к изменяющимся реалиям окружающего мира, предвидеть тенденции грядущих изменений. В ходе решения этой задачи разрабатываются и внедряются различные нововведения в социальной сфере нашего общества. Именно они все чаще определяются учеными как социальные инновации.

Социальные инновации (англ. social innovation) — это новые идеи, стратегии, технологии, которые способствуют решению социально-значимых задач, вызывающие социальные изменения общества. К социальным инновациям, можно отнести новые социальные системы, системы образования, здравоохранения, системы общественных коммуникаций, использующие инновационные подходы и/или технологии.

Социальные инновации имеют ряд особенностей по сравнению с материально-техническими. Если первые являются, как правило, результатом коллективного творчества, то в материально-технических преобладает индивидуальное авторство. Кроме того, отдача от социальных инноваций несколько отдалена во времени, их эффект не проявляется так быстро и не носит такого конкретного характера, как это часто бывает в случае с материально-техническими новшествами. Специфика социальных инноваций состоит также в их более четкой обусловленности внешней средой, в более широкой сфере применения, в зависимости от групповых и личностных качеств людей, задействованных в осуществлении данной инновации.

Социальные инновации весьма разнообразны, что в первую очередь связано с многообразием явлений социальной жизни.

Классификация социальных инноваций

1) По степени охвата социальных факторов:

комплексные;

локальные.

2) По сферам общественной жизни:

политические;

экономические;

инновации в культурно-духовной сфере;

инновации в социальной сфере.

3) По периоду реализации:

стратегические;

тактические.

4) По составляющим социальной сферы организации:

персонал;

условия труда;

организационная культура;

социальная инфраструктура.

5) В зависимости от среды реализации:

внутренние;

внешние.

6) По форме реализации:

вещественные;

организационные;

культурные.

7) По масштабу использования:

единичные социальные инновации, осуществляемые на одном объекте;

диффузные, распространяемые на многие объекты.

8) в зависимости от конечной цели:

инновации, направленные на обновление принципа осуществления деятельности;

инновации направленные на создание нового продукта деятельности.

Источниками социальных инноваций являются изменения внешней среды, возникающие социальные проблемы, которые невозможно решить с помощью традиционных методов, изменения потребностей общества и его членов. Неразрешенность тех или иных социальных проблем дает импульс к разработке новых средств, норм в социальной сфере. Так были созданы и получили распространение «телефоны доверия», с помощью которых оказывается анонимная психологическая помощь людям в стрессовых ситуациях. Так возникли социальные приюты, гостиницы и т.д.

В философском плане социальные инновации рассматриваются как нововведения в социальной практике, способствующие разрешению противоречий, возникающих в условиях неоднородности и нестабильности общества, сосуществования различных аксиологических систем, усиления процессов социальной мобильности, когда многие из традиционных форм и методов обеспечения социальных гарантий оказались несостоятельными.

Процесс развития общества идет через обновление и обусловливает создание предпосылок для формирования новых нетрадиционных компонентов в социальной сфере, инновационных способов социальной деятельности, а нововведения являются формой этого общественного развития. В связи с этим необходимо конкретизировать содержание инновации как процесса.

Под инновационным процессом понимается процесс генерирования новой идеи, разработки, экспериментальной апробации, ее распространения и использования.

Инновационный процесс включает в себя инновационную деятельность, которая понимается как деятельность, направленная на использование научных знаний и практического опыта с целью получения нового типа улучшения производимого продукта, способа его производства (технологию) и совершенствование социального обслуживания.

Структура инновационного процесса состоит из таких составляющих, как процесс поиска и разработки новой идеи, ее экспериментальной апробации, распространения и использования.

Период от возникновения до практического применения нового представляет собой инновационный цикл, продолжительность которого может варьировать в зависимости от многих факторов, вызывающих торможение процесса. Среди основных факторов торможения можно выделить социально-экономические и психологические.

К социально-экономической группе факторов торможения относятся, прежде всего, такие, как острый дефицит финансирования нововведения, явный недостаток профессионально подготовленных кадров, перспектива сокращения рабочих мест и распространение безработицы по мере развития конкретного инновационного процесса.

Психологические факторы торможения обусловлены наличием различных психологических барьеров информационного или мировоззренческого плана, когда речь идет о недостаточной информированности о сути и цели инновации или об отношении к новшествам как к кратковременной кампании. К числу причин, сдерживающих инновационный, можно отнести консерватизм мышления, отсутствие инициативного и творческого подхода в решении проблем в социальной сфере.

Учеными разрабатываются специальные программы, имеющие целью социально-психологическое обеспечение нововведений. Их основными элементами являются:

критическое отношение к предстоящим нововведениям; аргументация в их пользу;

обоснование конечных результатов, ожидаемых в итоге реализации нововведения;

изучение мнения работников организации с целью выявления сторонников и противников новшества и нахождения правильного подхода к каждому заинтересованному человеку;

утверждение плана внедрения нововведения с учетом результатов обсуждений и опроса общественного мнения.

На основе этих программ можно разработать механизм, способствующий ослаблению действий факторов торможения за счет стимулирования творчества работников. Это:

создание условий для поддержания творческой атмосферы в организации;

стимулирование инновационной деятельности молодых работников;

регулярное проведение конкурсов инноваций;

материальная и моральная поддержка творческих работников (учреждение государственных званий, премий, направление на стажировку в зарубежные центры и т.д.).

Социальной базой, субъектом социальных нововведений выступают инноваторы. А.И. Пригожин предлагает квалифицировать их по ряду оснований. Но типу инновационной деятельности различают создателей (авторы идеи и ее популяризаторы) и реализаторов (авторы технологического процесса освоения и внедрения новшества). По отношению к основной специальности выделяются профессионалы и самодеятельные инноваторы. По количеству участвующих различают коллективных и индивидуальных инноваторов. Но предмету инновационной деятельности выделяются инноваторы – разработчики новых материальных продуктов, новых технологий, методов деятельности, новых социальных норм и отношений. В последние годы инноваторами разработаны, например, в социальной медицине – современные методы лечения от алкоголизма, на производстве – новые методы стимулирования трудовой деятельности, в педагогике – новые методы обучения, когда наряду с традиционными, классическими формами не последняя роль отводится инновационному обучению. Оно предполагает системный подход к своей организации, не только предлагает социальный опыт одного поколения другому, но и формирует личность индивида как активно действующего социального субъекта, способного адаптироваться к новым условиям. Все эти нововведения, их технологии и методы и составляют предмет социальных инноваций.

В связи с тем, что многие организации и предприятия социальной направленности вынуждены постоянно приспосабливаться к изменяющимся обстоятельствам, развивать традиционные или искать кардинально новые подходы к решению социальных проблем, особое развитие получила новая отрасль знаний – социальная инноватика, исследующая вопросы теории и практики социальных нововведений.

Типология социальных инноваций

В данное время не имеется единой классификации социальных инноваций.

Любая научная сфера должна содержать классификацию или типологию объекта своего исследования.

Типология позволяет выделять группы по заданным характеристикам. Это в свою очередь позволяет установить общие принципы и методы финансирования, планирования, прогнозирования, оценки эффективности, экономического стимулирования, а также осуществлять более точный анализ изучаемой проблемы и предпринять наиболее эффективные действия по отношению к исследуемому объекту.

Можно выделить множество классификационных признаков социальных инноваций. Выбор типологии зависит от целей проводимого исследования.

В зависимости от масштабов социальные инновации могут быть представлены:

на миниуровне и микроуровне (организации, предприятия);

локальном уровне (городское, сельское поселение, на уровне муниципалитета);

региональном уровне (на уровне отдельно взятого региона);

национальном уровне (на уровне страны);

международном уровне (социальные инновации охватывающие определенное количество стран).

В зависимости от государственного участия социальные инновации могут быть представлены как:

финансируемые за счет государственных средств;

финансируемые за счет негосударственных средств: средства коммерческих, некоммерческих и физических лиц;

финансируемые за счет сочетания государственных и негосударственных средств.

В зависимости от инициатора социальные инновации могут быть представлены как:

инновации «сверху вниз», инициируются государством, организациями, учреждениями, стоящими выше в иерархии власти; инновации «снизу вверх», инициируются простыми людьми, работниками бюджетной сферы, государственными служащими.

В зависимости от степени новизны социальные инновации могут быть поделены:

на постепенные социальные инновации (незначительные улучшения уже существующих услуг, процессов, институтов);

радикальные социальные инновации (кардинальное изменение уже существующих услуг, процессов, институтов);

системные социальные инновации (создание новой системы или фундаментальное изменение существующей системы.

В зависимости от сферы применения социальные инновации могут быть дифференцированы для решения следующих задач.

Для повышения качества жизни населения. Социальные инновации в медицинском обслуживании, образовании, социальном обеспечении могут значительно повысить качество жизни населения.

Для охраны окружающей среды. Преодоление негативных последствий климатических изменений, загрязнений окружающей среды через социальные инновации.

Для повышения эффективности производства благ. Социальные инновации могут значительно повысить эффективность производства товаров и услуг, а также производства общественных благ.

Для создания новых отраслей. Освоение новых рынков, развитие существующих и новых отраслей.

Для повышения социальной справедливости. Социальные инновации решают проблему усугубляющих социальное неравенство: неравный доступ к образованию, здравоохранению, государственным услугам, невозможность поддержания социальных взаимосвязей.

Таким образом, выделены пять признаков, которые являются наиболее важными и основными, так как помогают рассматривать социальные инновации с точки зрения масштабности, государственной поддержки, процесса создания, прикладной значимости и характеристик новизны.

Примеры наиболее известных социальных инноваций.

Название

Описание

Результаты

Открытый

университет

в Великобритании

Университет открытого образования, который создан с целью предоставить образование людям, желающим учиться в удобном для них месте и в удобное время. Применяет широкий спектр методов дистанционного обучения

С момента основания прошли обучение более 3 млн студентов, на данный момент насчитывает более 200 тыс. студентов. В 2005 г. университет занял 1-е место по итогам государственного опроса об

удовлетворенности выпускников.

Общественное

движение «Fair

trade»

Организация, отстаивающая справедливые стандарты международного трудового, экологического, социального регулирования. Борется против притеснения развивающихся стран развитыми странами в международной торговле. В связи с этим развивают систему справедливой торговли сертифицируя производителей,

которые подходят их требованию

На данный момент более 600 производителей в 58 развивающихся странах получили сертификат справедливой торговли.

Greenpeace

Международная неправительственная независимая экологическая организация. Целью организации является защита окружающей среды, экологическое просвещение и пропаганда экологического образа жизни

Более 2,8 млн членов, более 100 тыс. добровольцев, около 1500 сотрудников. Пожертвования более 265 млн евро.

Гремин банк

Основанный в 1983 г. профессором М. Янусом, банк изначально задумывался как средство борьбы с бедностью среди сельских жителей, за что в последствии был награжден Нобелевской премией. Основатель был уверен, что «стандартная» благотворительность убивает инициативу порождая только нахлебничество. Многодетные матери, неграмотные крестьяне, безработная городская молодежь — все те, кому не выдал бы кредит ни один банк, могли получить здесь микрокредиты под небольшие проценты без залога. При этом благодаря своей системе возврат кредитов составлял 98%, а сроки кредите нарушались в 20% случаев

Имеет более чем 2500 отделений по Бангладешу, охватывает более 87 тыс. деревень, что составляет 97% деревень. Их система микрокредитования сельского населения применяется по всему миру.

Совместное

бюджетирование

Модель совместного обсуждения и принятия решений по формированию бюджетных расходов на муниципальном и национальном уровнях. Члены общества формируют приоритетные расходы бюджета и выбирают ответственных лиц по исполнению. Впервые была применена в городе Порт Аллегре. Сравнительный анализ таких моделей в 8 муниципалитетах показал, что бюджет и бюджетные расходы были прозрачными, подотчетными и население было довольно расходами и исполнением бюджета

По отчету Всемирного банка эта модель привела к прямому улучшению жизни населения. С 1988 по 1997 гг. канализации и водопроводы в домохозяйствах увеличились с 75 до 98%, число школ в 4 раза, общая доля расходов на здравоохранение и образование увеличились с 13 до 40%. Основываясь на

этом более 140 муниципалитетов приняли данную модель бюджетирования

Примеры социальных инноваций

Housing First – пример некоммерциализированной (не являющийся социальным предпринимательством) социальной инновации международного уровня. В целях сокращения числа бездомных была предложена идея обеспечения бездомных жильем на первом шаге. В отличие от других программ, где от бездомных требовалось выполнение определенных условий в обмен на жилье, HF не ставит никаких первоначальных условий. Согласно представленным результатам, в разных странах удалось добиться существенного и стабильного сокращения числа бездомных.

Экономия бумаги (Россия):

Один из сотрудников российской типографии стал замечать, что большое количество ненужной бумаги после окончания рабочего дня просто выбрасывают. Он начал собирать эту бумагу и делать из неё недорогие блокноты, украшения, оригинальные записные книжки, привлекая к работе многодетных мам.

«Школьные дедушки» (Швеция):

В Швеции около 1000 неработающих мужчин в возрасте от 50 до 65 лет стали ходить в школу – но не как учителя. Они стали участниками проекта «школьные дедушки» и участвуют в жизни школы, помогают детям и учителям. Инициатива «школьные дедушки» была начата в маленьком шведском городке в 1996 году, а сегодня это национальная организация с 10 офисами, расположенными в разных уголках страны. Эта инициатива принесла пользу, не только самим школьным дедушкам, которые стали активно участвовать в жизни общества и почувствовали себя полезными, но и учителям, которым стало легче работать. Некоторые «школьные дедушки» вообще оформились на постоянную работу. Учителям часто не хватает опыта по предотвращению конфликтов, а с помощью «дедушек» улучшается обстановка в школе и дети на уроках ведут себя лучше.

Один из ключей успеха этой инициативы, как признались основатели проекта, в том, что с самого начала данный проект поддержали директора школ, учителя и центры занятости.

«Большая газета» (Великобритания):

«Большая газета» один из успешных проектов в Великобритании, где одна организация производит профессиональный журнал и продает его бездомным за половину стоимости, а они продают его прохожим на улице за полную стоимость. Этот проект помогает бездомным развивать важные навыки, адаптироваться в обществе и в дальнейшем найти работу.

«Большая газета» стала масштабным проектом. Продавцов газеты можно увидеть ежедневно во всех городах Великобритании. Это является хорошим примером того, как идея может стать основой большого национального социального предприятия.

«Сохраните Еду» (Финляндия):

В Финляндии появился проект под названием «Сохраните Еду», идея проекта в том, чтобы объединить тех, кто нуждается в еде, с теми, кто готов поделиться излишками еды. Для этого было создано специальное мобильное приложение, которое объединяет нуждающихся в бесплатном питании (студенты, многодетные семьи) с людьми, имеющими лишнюю еду.

Практика внедрения социальных инноваций

За последнее время большое количество социальных инноваций изменили мир, воздействуя не только на социально-экономические аспекты, но и на культурные, экологические. Как показано в таблице социальные инновации могут иметь колоссальный эффект как на национальном уровне, так и на мировом. Образовательные услуги Открытого университета в Великобритании востребованы во всем мире, общественное движение «Fair trade» работает более чем в 65 странах, членами движения «Greenpeace» являются более 2,8 млн человек по всему миру. Гремин банк подарил свою модель микрокредитования сельского хозяйства всему миру и дал шанс открыть свое дело бедному слою населения. А модель совместного бюджетирования улучшило качество жизни во многих муниципалитетах Бразилии и в данное время возможность заимствования данной модели активно рассматривается многими странами.

Социальные инновации не обошли стороной Россию. В данное время государством принята «Стратегия инновационного развития Российской Федерации до 2020 г.». Кроме развития инновационной среды и технологических инноваций данная стратегия подразумевает повышение инновационности самого государства. В рамках этого направления будут реализованы меры по совершенствованию государственного и муниципального управления на основе инноваций.

Безусловно, это важный шаг к развитию, но к сожалению неудачных примеров внедрения, социальных инноваций гораздо больше удачных. Примеры таких социальных инноваций приведены в таблице ниже.

Проект «Электронная Россия» оказался неэффективным, несмотря на то, что было израсходовано более 21 млрд руб. Внедрение технических регламентов также далеко от успеха: вместо планируемых 700 техрегламентов за 7 лет принято всего лишь 11, но в данное время пытаются улучшить положение дел внедряя новые техрегламенты, которые буду действовать по всей территории Евразийского экономического союза. ЕГАИС (Единая государственная автоматизированная система) — предназначена для государственного контроля производства и оборота этилового спирта. Стоимость внедрения данной системы оценивается примерно 7-12 млрд руб. Нерациональное проектирование данной системы негативно отразилось на производителях в виде убытков за 2006 г. в $1 млрд, общие потери составили до 60 млрд руб. Успешным примером внедрения социальных инноваций стало внедрение проекта «Зеленый коридор», который в десятки раз сократил административные барьеры, коррупцию, временные и материальные затраты населения на получения муниципальных услуг.

Название

Описание

Результаты

Электронная

Россия

Цель программы — обеспечить кардинальное ускорение процессов обмена в экономике и обществе в целом, особенно между гражданами и органами государственной власти для повышения эффективности государственного и муниципального управления. Программа проводилась с 2002-2010 гг.

Эффективность программы оказалось низкой. Электронный документооборот между государственными органами и населением не функционировал, по оценке

Всемирного банка эффективность государственного управления не изменилась. При это было израсходовано 21 млрд руб. из планируемых 77 млрд руб. В 2011 г. генеральная прокуратура РФ сообщила о направлении в Следственный комитет материалов о хищении средств по данному проекту

Технические

регламенты

Документы, устанавливающие обязательные требования в объектам технического регулирования (продукции, зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации). Регламенты должны были заменить устаревшие ГОСТы.

Подразумевалось, что регламенты будут вводиться законами прямого действия, что исключит дополнительные административные барьеры и коррупцию. Понятие технического регламента впервые введено в 1996 г.

К 2010 г. планировалось ввести до 700 техрегламентов. За семь лет принято всего 11, в то время как на реформу технического регулирования израсходовано более 5,3 млрд руб.

ЕГАИС

(Единая

государственная автоматизированная

система)

Предназначена для государственного контроля за объемом производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции

Стоимость внедрения 7-12 млрд руб. Производители оценили свои убытки за 2006 г. в $1 млрд, общие потери до 60 млрд руб.

Проект

«Зеленый коридор»

Проект создан с целью установления порядка, ускоренного прохождения документов при предоставлении населению муниципальных услуг. Проект был разработан и внедрен в г. Шахты Ростовской области

Контактирование заявителя с чиновниками для оформления земельного участка в аренду снизилось с 32 до 3 раз. Процесс внедрения земельного участка занимал 12 месяцев и более, после внедрения проекта это стало занимать 18 дней. Значительно сократились материальные и временные траты населения для получения муниципальных услуг

Заключение

Социальные инновации представляют собой новые идеи, возможности и действия в социальном пространстве, которые увеличивают возможность применения ресурсов и направлены на решение социальных, культурных, экономических и экологических проблем.

В то же время, основными признаками социальных инноваций являются масштаб, государственное участие, виды инициации, степень новизны сфера применения. Кроме этого типология может производиться по другим признакам, которые будут зависеть от цели конкретного исследовательского проекта.

При рассмотрении практического использования социальных инноваций было выяснено, что при правильной реализации данных видов инноваций результат может быть эффективным. Но большинство таких идей очень плохо реализуются в России. Основными причинами такой реализации являются устаревшие институты, которые не в состоянии реализовать новые идеи; коррумпированность; высокие административные барьеры; пробелы в системе государственного регулирования. Преодоление данных барьеров при реализации социальных инноваций является широким и важным полем для новых исследований.

Несмотря на то, что до сих пор не сложилось единого понимания социальных инноваций, взгляды многих исследователей пересекаются. Они связывают социальные инновации с общественными ценностями, социальными целями, общественными благами, качеством жизни, активизацией человеческого потенциала. В каждой их этих областей многие традиционные модели просто не работают, так как они ориентированы на прошлые проблемы или связаны с лоббированием интересов. Результатом этого являются нереализованный человеческий потенциал. В связи с этим, исследования и внедрение социальных инноваций является важнейшим составляющим современного социально-экономического развития.

Инновационные социальные технологии — процессуально структурированная совокупность приемов и методов, направленных на изучение, актуализацию и оптимизацию инновационной деятельности, в результате которой создаются и материализуются нововведения, вызывающие качественные изменения в различных сферах жизнедеятельности, ориентированные на рациональное использование материальных, экономических и социальных ресурсов.

Инновационная практика всегда была сложной и неоднозначной. Однако решение ряда проблем, обнаружившихся в современных условиях ее развития и выражающихся в почти полной разрегулированности и неадекватности социальных механизмов осуществления инновационных процессов, достаточно однозначно требует использования социогуманитарного знания (как теоретических конструкций, так и конкретных методов исследования различных социальных явлений) как средства оптимизации инновационных процессов и построения инновационной деятельности на всех уровнях. Это, в свою очередь, предполагает создание гибкой, обоснованной системы научного обеспечения нововведений, учитывающей логику и специфику осуществления не только собственно нововведения, но и особенности восприятия, оценки, взаимоадаптации элементов социальной системы, конкретных субъектов исторического действия к новым условиям жизнедеятельности, а также экспертно-отслеживающей возможные перспективы и последствия реализации конкретного нововведения. При этом процесс реализации нововведения становится более оптимальным. В основе технологии обеспечения нововведений должен быть такой подход к их изучению, в рамках которого возможно одновременное рассмотрение различных сторон взаимодействия социальной среды и нововведения, выявление тех сторон этого взаимодействия, которые в большей степени влияют на успешность инновационных процессов, а также распознавание и предвидение возможных проблем инновационной практики.

В таком случае в структуре технологии обеспечения нововведений целесообразно выделить две взаимодополняющие друг друга, синхронно осуществляемые деятельности — инновационную диагностику и социологическое изучение нововведений, целью которых является распознавание, предвидение проблем, которые могут возникнуть при взаимодействии среды и нововведения с помощью диагностики, а также изучения динамики общественного мнения по поводу реализации нововведения с помощью различных методов социологического исследования.

Инновационная диагностика предполагает осуществление процедуры анализа, диагноза и прогноза относительно конкретного нововведения. Это позволяет планировать не только алгоритм осуществления данного нововведения, но и прогнозировать конкретные последствия в широком комплексе общественной системы с учетом специфики ее функционирования, что дает возможность заранее подготовиться к появлению различных побочных явлений, конфликтов и противоречий в процессе инновационной деятельности: либо предотвратить их, либо смягчить отрицательные последствия. Теоретическая модель, создаваемая в системе инновационной диагностики и предшествующая внедрению нововведений, представляет собой набор прогностических схем по принципу «если…, то…», носит вариабельный характер, предсказывающий и допускающий широкий спектр различных виртуально возможных состояний и последствий, порой даже неодинаковой степени вероятности. Таким образом, инновационная диагностика охватывает, во-первых, прогноз вероятности появления различных нововведений в будущем, во-вторых, дает более или менее полную картину перспектив развития конкретного нововведения, его последствий во всех сферах жизнедеятельности людей, виртуально фиксирует разные варианты восприятия его людьми, прогнозирует общественное мнение, на которое невозможно не ориентироваться.

Инновационная диагностика происходит в три этапа:

  1. до реализации нововведения (фиксация всех возможных проблем, которые могут возникнуть в ходе инновационного процесса; полученная информация в данном случае носит в значительной мере политически и идеологически окрашенный характер);
  2. во время его осуществления конструктивное переосмысление знания позволяет проводить оперативную доработку, проектировку реализации нововведения с учетом конкретных ситуационных особенностей;
  3. после него (через сопоставление целей и полученных результатов нововведения с определенными признаками, характеризующими среду его освоения) — включая в себя: диагностику среды нововведения и диагностику собственно процесса его осуществления.

Проведение диагностики собственно процесса осуществления нововведения и его среды позволяет определенным образом управлять инновационным процессом с учетом конкретных ситуационных особенностей, корректировать ход и содержание инновационной деятельности, делать ее наиболее рациональной и оптимальной для эффективного осуществления поставленных целей. Достижение определенных успехов при осуществлении того или иного инновационного процесса зависит от степени консервативности общественного мнения, воздействие которого может заметно ускорять или, наоборот, замедлять введение конкретной инновации. В таком случае исследование и анализ динамики общественного мнения относительно уже осуществившихся и потенциально возможных изменений — задача изучения нововведений, ориентированная на возможность осуществить более полный анализ противоречий и реально возможных конфликтов, связанных с ним.

Изучение нововведений предполагает широкое использование методов социологического исследования (опросы, наблюдение), а также нетрадиционных способов получения социологической информации, таких, как экспертные оценки, инновационные игры. Система обеспечения нововведений предполагает создание гибкой, целостной системы инновационной политики как определенной стратегии в отношении к инновационным процессам, которая должна осуществляться на всех уровнях и на государственном, прежде всего.

Социальные инновации весьма разнообразны, что в первую очередь обусловлено многообразием явлений социальной жизни.
При классификации социальных инноваций используются различные основания.

  1. Исходя из понятия уровня и объема социальных нововведений, можно выделить инновации глобального характера, направленные на решение общечеловеческих проблем, а также региональные и локальные инновации, представляющие более узкие интересы регионального и местного значения.
  2. По сферам общественной жизни выделяют инновации социальные, политические, экономические, инновации в культурно-духовной сфере, в социальных структурах и институтах.
  3. По масштабу использования различают единичные социальные инновации, осуществляемые на одном объекте, и диффузные, распространяемые на многие объекты.
  4. В соответствии со структурой социальной сферы в целом, компонентами которой являются образование, управление, занятость населения, пенсионное обеспечение, культура, спорт, здоровье людей и т.д., можно выделить педагогические, образовательные, правовые, управленческие социальные инновации и т.д.

Источниками социальных инноваций являются изменения внешней среды, возникающие социальные проблемы, которые невозможно решить традиционными методами, изменения потребностей общества и его членов. Неразрешенность тех или иных социальных проблем дает импульс к разработке новых средств, норм в социальной сфере.

Так были созданы и получили распространение «телефоны доверия», с помощью которых оказывается анонимная психологическая помощь людям, находящимся в стрессовых ситуациях; так возникли социальные приюты, гостиницы и т.д.

В философском плане социальные инновации развиваются как нововведения в социальной практике, способствующие разрешению противоречий, возникающих в условиях неоднородности и нестабильности общества, сосуществования различных аксиологических систем, усиления процессов социальной мобильности, когда многие традиционные формы и методы обеспечения социальных гарантий оказываются несостоятельными.

Процесс развития общества идет посредством обновления и обусловливает создание предпосылок для формирования новых нетрадиционных компонентов в социальной сфере, инновационных способов социальной деятельности, а нововведения являются формой этого общественного развития. В связи с этим необходимо конкретизировать содержание инновации как процесса.
Под инновационным процессом понимается процесс генерирования новой идеи, разработки, экспериментальной апробации, ее распространения и использования. Инновационный процесс включает в себя инновационную деятельность, которая понимается как деятельность, направленная на использование научных знаний и практического опыта с целью получения нового или улучшения производимого продукта, способа его производства (технология) и совершенствования социального обслуживания. Он состоит из таких составляющих, как процесс поиска и разработки новой идеи, ее экспериментальной апробации, распространения и использования.

Период от возникновения до практического применения нового представляет собой инновационный цикл, продолжительность которого может варьировать в зависимости от многих факторов, вызывающих торможение процесса. Среди основных факторов торможения можно выделить социально-экономические и психологические.

К первой группе относятся, прежде всего, острый дефицит финансирования нововведения, явный недостаток профессионально подготовленных кадров, перспектива сокращения рабочих мест и распространение безработицы по мере развития конкретного инновационного процесса.

Психологические факторы торможения обусловлены наличием различных психологических барьеров информационного или мировоззренческого плана (недостаточная информированность о сути и цели инновации или отношение к новшествам как к кратковременной кампании). К причинам, сдерживающим инновационный процесс, можно отнести консерватизм мышления, отсутствие инициативного и творческого подхода в решении проблем в социальной сфере.

Ученые разрабатывают специальные программы, цель которых — социально-психологическое обеспечение нововведений. Их основными элементами являются:

  • критическое отношение к предстоящим нововведениям;
  • аргументация в их пользу;
  • обоснование конечных результатов, ожидаемых в итоге реализации нововведения;
  • изучение мнения работников организации с целью выявления сторонников и противников новшества и нахождения правильного подхода к каждому заинтересованному человеку;
  • утверждение плана внедрения нововведения с учетом результатов обсуждений и опроса общественного мнения.

На основе этих программ можно разработать механизм, способствующий ослаблению действия факторов торможения за счет стимулирования творчества работников:

  • создание условий для поддержания творческой атмосферы в организации;
  • стимулирование инновационной деятельности молодых работников;
  •  регулярное проведение конкурсов инноваций;
  • материальная и моральная поддержка творческих работников (учреждение государственных званий, премий, направление на стажировку в зарубежные центры и т.д.).

Инновационные социальные технологии представляют собой такие методы, приемы инновационной деятельности, которые направлены на создание и материализацию нововведений в обществе, реализацию таких инициатив, которые вызывают качественные изменения в разных сферах социальной жизни, приводят к рациональному использованию материальных и других ресурсов в обществе. Инновационные технологии существуют в двух формах: в виде программ и документов и как реально развивающиеся в соответствии с этими программами социальные процессы.

Использование новых методов и технологий при решении конкретных проблем требует их модификации и приспособления к особенностям управления, традициям, масштабам и уровням социальных систем и т.д., что, в свою очередь, обусловило создание и развитие инновационного метода, основанного на принципиально новых для традиционной науки идеях и принципах и открывающего новые возможности решения сложных комплексных задач на всех уровнях общественной системы.

Исследованием и разработкой инновационных методов занимается инноватика – область знаний, охватывающая вопросы методологии и организации инновационной деятельности, значительное место среди проблем которой, ставших предметом и объектом ее исследований, занимает относительно самостоятельная область знаний – социальная инновация. Это новые средства регулирования и развития социальных процессов, способных соответствовать сложности общественной ситуации, направленных на удовлетворение потребностей человека и общества в условиях высокой неопределенности обстоятельств.

Инновация – нововведение в области техники, технологии, организации труда или управления, основанное на использовании достижений науки и передового опыта, обеспечивающее качественное повышение эффективности производственной системы или качества продукции. Инновация – это не всякое новшество или нововведение, а только такое, которое серьезно повышает эффективность действующей системы.

Технология – комплекс организационных мер, операций и приемов, направленных на изготовление, обслуживание, ремонт и / или эксплуатацию изделия с номинальным качеством и оптимальными затратами.

При этом:

  • под термином изделие следует понимать любой конечный продукт труда (материальный, интеллектуальный, моральный, политический и т.п.);
  • под термином номинальное качество следует понимать качество прогнозируемое или заранее заданное, например, оговоренное техническим заданием и согласованное техническим предложением;
  • под термином оптимальные затраты следует понимать минимально возможные затраты не влекущие за собой ухудшение условий труда, санитарных и экологических норм, норм технической и пожарной безопасности, сверхнормативный износ орудий труда, а также финансовых, экономических, политических и прочих рисков.

Теперь попробуем объединить эти понятия.

Инновационные социальные технологии – процессуально структурированная совокупность приемов и методов, направленных на изучение, актуализацию и оптимизацию инновационной деятельности, в результате которой создаются и материализуются нововведения, вызывающие качественные изменения в различных сферах жизнедеятельности, ориентированные на рациональное использование материальных, экономических и социальных ресурсов.

Инновационные социальные технологии представляют собой такие методы, приемы инновационной деятельности, которые направлены на создание и материализацию нововведений в обществе, реализацию таких инициатив, которые вызывают качественные изменения в разных сферах социальной жизни, приводят к рациональному использованию материальных и других ресурсов в обществе. Инновационные технологии существуют в двух формах: в виде программ и документов и как реально развивающиеся в соответствии с этими программами социальные процессы.

Использование новых методов и технологий при решении конкретных проблем требует их модификации и приспособления к особенностям управления, традициям, масштабам и уровням социальных систем и т.д., что, в свою очередь, обусловило создание и развитие инновационного метода, основанного на принципиально новых для традиционной науки идеях и принципах и открывающего новые возможности решения сложных комплексных задач на всех уровнях общественной системы.

Инновационный метод развивался в виде различных форм:

  • инновационная игра как метод исследования и развития организаций;
  • игровые программы, предписывающие способы и средства мыслительной работы группы по решению проблем;
  • социотехническая игра, основанная на принципах работы социальных технологов;
  • «императивная» форма, возникшая при разделении инновационной игры на метод и форму его осуществления;
  • матричная форма, сочетающая в себе правила инновационного метода и базовой технологии действий по исследованию,
    обучению и практическим действиям.

Человек стремится внести в окружающий его мир определенный порядок, используя имеющиеся в его распоряжении образцы и программы. Этот процесс назван «онтологическим синтезом», или «онтосинтезом», который становится основой и механизмом осуществления эффективных действий.

Все разнообразие инноваций можно классифицировать по ряду признаков.

  1. По степени новизны:
  • радикальные (базисные) инновации, которые реализуют открытия, крупные изобретения и становятся основой формирования новых поколений и направлений развития техники и технологии;
  • улучшающие инновации, реализующие средние изобретения;
  • модификационные инновации, направленные на частичное улучшение устаревших поколений техники и технологии, организации производства.

2. По объекту применения:

  • продуктовые инновации, ориентированные на производство и использование новых продуктов (услуг) или новых материалов, полуфабрикатов, комплектующих;
  • технологические инновации, нацеленные на создание и применение новой технологии;
  • процессные инновации, ориентированные на создание и функционирование новых организационных структур, как внутри фирмы, так и на межфирменном уровне;
  • комплексные инновации, представляющие собой сочетание различных инноваций.

3. По масштабам применения:

  • отраслевые;
  • межотраслевые;
  • региональные;
  • в рамках предприятия (фирмы).

4.  По причинам возникновения:

  • реактивные (адаптивные) инновации, обеспечивающие выживание фирмы, как реакция на нововведения, осуществляемые конкурентами;
  • стратегические инновации – это инновации, реализация которых носит упреждающий характер с целью получения конкурентных преимуществ в перспективе.

5. По эффективности:

  • экономическая;
  • социальная;
  • экологическая;
  • интегральная.

Рассмотрим использование инновационных социальных технологий и методов работы на примере бюджетного учреждения социального обслуживания Вологодской области «Ивановский детский дом-интернат для умственно отсталых детей», который находится в Череповецком районе Вологодской области. Предметом деятельности учреждения является совокупность видов деятельности, посредством которых достигаются цели деятельности Учреждения. Целью деятельности Учреждения является социальное обслуживание детей-инвалидов старше 4-х лет с недостатками психического развития, признанных нуждающимися в социальном обслуживании. Основным видом деятельности Учреждения является социальное обслуживание в стационарной форме детей-инвалидов старше 4-х лет с недостатками психического развития, включающее в себя комплекс социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических, социально-трудовых, социально-правовых услуг, услуг в целях повышения коммуникативного потенциала, при постоянном, временном (на срок, определенный индивидуальной программой) круглосуточном проживании.

В учреждении сформированы 4 группы, которые формируются с учётом возраста детей, их умственных и физических способностей. С воспитанниками занимаются 5 воспитателей. 1,2 группы численностью по 7 детей, коррекционно-развивающие занятия проводятся по «Программе воспитания и обучения с интеллектуальной недостаточностью» (Баряева), с детьми 3 группы (7 человек) и 4 группы (20 человек) воспитатели работают по учебно-методическому комплекту «Современные коррекционные технологии в работе специалистов по социальной работе с детьми-инвалидами», модуль 2, 3 (Москва, 2005г.), в летний период в группе № 1,2 реализованы коррекционно-развивающие занятия по адаптивному поведению. В 2015 году воспитатели работали по общеобразовательной программе «Ступени», утвержденной на педсовете ДДИ. Также систематически ведётся физкультурно-оздоровительная работа, используются здоровьесберегающие технологии. Такие приемы, как ежедневная зарядка, подвижные игры, занятия в тренажёрном зале, спортивные праздники, позволяют сохранить и укрепить здоровье наших воспитанников.

Таким образом, все воспитанники охвачены коррекционно-воспитательным процессом. С 01 ноября 2014 года в учреждении организован образовательный процесс для воспитанников МОУ «Воскресенская школа», укомплектованы шесть обучаемых классов, общей численностью 29 учащихся, 4 человека находятся на индивидуальном обучении. Уроки проводятся в первой половине дня. Классы формируются с учётом умственных и физических способностей детей. Каждый класс работает по специальной адаптированной общеобразовательной программе. С детьми занимаются учителя, которые проводят занятия по развитию речи, чтению, письму, рисованию, пению и др.

Воспитательная работа ведется по нескольким направлениям:

1) культурно-развлекательное: Новогоднее представление «Рождественская сказка», «День именинника», развлечение «Осенние посиделки» с участием спонсоров, Музыкально-ритмические занятия «Зимний теремок», Конкурсная программа «Рыцарский турнир», развлечение «Аты-баты», конкурсная программа, посвященная Дню России «Русские богатыри» с участием волонтеров, учеников Воскресенской средней школы, Развлечение «Зимние посиделки» (способствуют снятию у воспитанников дефицита общения, формирование положительных качеств, эмоций, чувства радости, желание попробовать самому творить, обеспечивает возможность вступления в образовательное, информационное пространство, а также в творческие, оздоровительные и другие социокультурные процессы);

2) культурно-просветительское: Познавательное мероприятие «Пасха», проведенное специалистами ЦНТК (центр народной традиционной культуры) с. Воскресенское, Беседа «Наши защитники», Проект «9 Мая – День Победы», Просмотр видеороликов о Великой Отечественной войне (ДК с. Ивановское), Беседа «Спички детям не игрушки», Презентация «Знаток пожарного дела», «Безопасное поведение на водоемах» экскурсия к водоему, Уроки «Светофорчика» (1 раз в месяц), Литературный вечер «Иван купала» (выход в сельскую библиотеку), Беседа-презентация «Спорт против вредных привычек», Беседа-презентация «Подросток на дороге» (обогащение жизненного опыта, воспитание любви к Родине, развитие нравственно-этических норм, основ безопасности жизнедеятельности);

3) экологическое: Познавательное мероприятие «Перелетные птицы», беседа «Наш дом-Земля», «Праздник цветов», праздник «Яблочный спас», развлекательно-познавательное мероприятие «У природы нет плохой погоды» с выходом в сельскую библиотеку, на экскурсию в природу, Экскурсия в музей природы г. Череповец, Экскурсия на речку (выезд) «Ледостав», Мероприятия по благоустройству территории, уход за зелеными насаждениями, Выставка рисунков «Мы любим родную природу», «Человек природе друг», «Природа одаряет» (развитие речи, формирование поведенческих позиций, необходимые для социализации, безбоязненное перемещение и ориентирование в пространстве);

4) спортивно-оздоровительное: Разучивание подвижных игр на воздухе (ежемесячно), Соревнования «Сильные, смелые, ловкие, умелые», «Снежный бой», «Метко в цель», «Веселые старты», «Снежные фигуры», «Узоры на снегу», Ежедневная утренняя гимнастика, Занятия ЛФК (1 раз в неделю), Выставка поделок, рисунков «Маленькие спортсмены» (развитие опорно-двигательного аппарата, воспитание дружбы, коллективизма, здорового соперничества, преодоление явления гиподинамии).

5) выездное культурно-массовое, культурно-познавательное: Коррекционно-реабилитационный центр «Преодоление» г. Череповец «Старый Новый год идет», «Новогодние приключения», Поездка в театр г. Череповец на музыкальное представление «Листья желтые кружат», Выезды в парк культуры и отдыха г. Череповец (летний период), Занятия с выездом в ЦНТК с. Воскресенское «Страницы истории» (1 раз в квартал), Экскурсия в магазин с. Ивановское «Откуда мы берем продукты» (развитие способности адаптироваться и сотрудничать в обществе здоровых сверстников, расширение круга общения, развитие эмоционально-волевой сферы, развитие положительного отношения к народным традициям, народной культуре, расширение кругозора);

6) конкурсы: «Путешествие каждый день» Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Экспертно-методический центр Чувашской республики г. Чебоксары. Участник, Тебеньков Максим, 15 лет, под руководством воспитателя Смирновой А. А. занял 1 место, «Осенний вернисаж» Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Экспертно-методический центр Чувашской республики г. Чебоксары. Участник Дерунова Евгения, 14 лет, под руководством воспитателя Чертовой О. В. заняла 1 место, Смотр – конкурс «Чудо-урожай» (расширение кругозора, воспитание эстетического вкуса, развитие творческих способностей, фантазии, укрепление уверенности в себе).

В Учреждении активно используются инновационные технологии при работе с детьми, среди которых:

арттерапия (рисование нетрадиционными способами: ладошками, пальчиками, мягкой губкой, штампами и др.) были вовлечены 9 человек, результатами занятия этим видом деятельности являются: ежемесячные выставки творческих работ в учреждении;

сказкотерапия (чтение сказки, обыгрывание её вместе с детьми, ритуал входа, выхода и др.) увлечены 12 человек. Благодаря этому методу работы воспитанники стали более эмоционально открытыми, доброжелательными;

гарденотерапия (уход за комнатными растениями, рыхление почвы, пересадка, полив, уход за цветами на клумбах) занимаются 10 человек. В течение года воспитанники осуществляют уход за комнатными растениями в группах, в летний период прививаются умения по выращиванию овощных и ягодных культур;

музыкотерапия (включение релаксационной музыки на определенном этапе занятия для снятия эмоционального напряжения, слушание и пение мелодий для развития музыкального творчества детей, организация кружка «Караоке» в старшей группе);

трудотерапия (приобщение детей к посильному труду для развития определенных умений и навыков: «подмети пол», «полей цветы», «собери игрушки»; дети помогают в огороде, ухаживают за цветами). Дети старшей группы принимают участие в хозяйственно-бытовом труде: подметают пол в группе и в столовой, уборка игрушек в группе.

Таким образом, с учетом потребностей социума и направлений государственной политики в социальной сфере (разработка и внедрение инновационных социальных технологий) инновационная деятельность в настоящее время – это неотъемлемая составляющая деятельности специалиста по социальной работе.

Под инновационной деятельностью специалиста по социальной работе в рамках проводимого исследования понимается деятельность субъекта по созданию, разработке, освоению социальных технологий и социальных программ, внедрение их в практику социальной работы с различными категориями клиентов, что приводит к решению у них социальных проблем и улучшению их социального функционирования. Результатом инновационной деятельности специалиста по социальной работе выступает инновационный продукт в виде инновационной социальной технологии или программы. Инновационные функции социального работника должны проявляться в творческом подходе к социальной деятельности, в поиске новых более качественных технологий социального обслуживания, в обобщении и внедрении передового опыта, в умении использовать слабые и сильные стороны деятельности социальной организации.