8(8422) 42-02-08, 8(8422) 42-02-01

redcrossyl@yandex.ru

Ульяновск, ул. Гагарина, 1

СБ и ВС выходные дни

Пн-пт 09:00-18:00

обед 13:00-14:00

Лекция №2.1.2. Организация и содержание социального обслуживания населения

Организация и содержание социального обслуживания населения в РФ осуществляется на основании Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ (ред. от 21.07.2014) “Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации”

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе.

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) социальное обслуживание граждан (далее – социальное обслуживание) – деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам;

2) социальная услуга – действие или действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности;

3) получатель социальных услуг – гражданин, который признан нуждающимся в социальном обслуживании и которому предоставляются социальная услуга или социальные услуги;

4) поставщик социальных услуг – юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и (или) индивидуальный предприниматель, осуществляющие социальное обслуживание;

5) стандарт социальной услуги – основные требования к объему, периодичности и качеству предоставления социальной услуги получателю социальной услуги, установленные по видам социальных услуг;

6) профилактика обстоятельств, обусловливающих нуждаемость в социальном обслуживании, – система мер, направленных на выявление и устранение причин, послуживших основанием ухудшения условий жизнедеятельности граждан, снижения их возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности.

Кто и зачем прибегает к консультативным видам деятельности в социальном обслуживании?

Инвалиды и пенсионеры, которым трудно приспособиться к определенным переменам и условиям их жизни. Работа социальных консультативных центров — выявить среди этой категории людей тех, кто нуждается в психологической поддержке, правовом консультировании, в проведении работы в семье с целью ослабить социальное напряжение, обеспечить правильный контакт и благоприятные отношения личности с его семьей и обществом. Инвалиды могут получить наиболее полную информацию относительно получения образования, профессионального обучения и трудоустройства. Пенсионеры обращаются чаще за помощью при оформлении документов и консультаций по поводу пенсионного обеспечения и льгот, судебной защиты их прав и по другим вопросам. Социальная консультативная поддержка охватывает также и другие категории, нуждающихся граждан: многодетные, неполные и неблагополучные семьи, женщин, детей, безработных и бездомных. Реабилитационные услуги Социальная реабилитация — это комплексный процесс медицинских, психологических, трудовых и профессиональных мер, которые направлены на: восстановление и сохранение здоровья; поддержку социальной адаптации, максимально полноценной жизни человека в обществе и семье; содействие в устройстве наиболее благоприятных жизненных условий. Клиенты служб социальной реабилитации — люди ограниченных возможностей, инвалиды, перенесшие тяжелые заболевания пенсионеры, несовершеннолетние правонарушители, подвергшиеся насилию женщины и дети, попавшие в трудные для жизни ситуации граждане.

Система социальной защиты населения и ее сущность

Социальная защита населения представляет собой историческое явление, которое подвергалось постепенным изменениям. Эволюция социальной защиты совершается в тесной связи с экономической эволюцией государства и общества. В любом обществе – феодальном, капиталистическом, социалистическом и пр. постоянно присутствуют риски, которым подвержен, по сути, каждый человек. Это риски лишения средств существования, потери трудоспособности в результате болезни или травмы, старость, безработица и пр. Вместе с тем в обществе и государстве также существует в той или иной форме система мер, которые призваны сглаживать эти риски. Развитие рыночной экономики в современной России также сопровождается возникновением проблем в социальной сфере государства. Это связано с дифференциацией доходов населения в различных секторах экономики. Государство в свою очередь стремится минимизировать негативные последствия перехода к рыночной экономики и одно из наиболее важных направлений здесь является социальная защита различных социальных групп населения. На практике используются следующие формы защиты граждан: личная взаимопомощь работников предприятия, благотворительность, социальная помощь, социальное страхование, социальное обеспечение и др. Все эти виды защиты объединяют общим названием “социальная защита” населения, которая является неотъемлемой частью социально-экономических отношений общества. Впервые термин “социальная защита” был использован в США в 1935 году в законе о социальной защите, в соответствии с котором были узаконены пенсии по старости и пособия по безработице и чуть позже в него были внесены дополнения о помощи бедным, инвалидам, сиротам. После чего этот термин стал широко использоваться и другими странами, а также международной организацией труда МОТ. В научной литературе нет однозначной формулировки понятия “социальная защита”, это зависит от того, с какой позиции рассматривается понятие с научной или прикладной или с точки зрения синтеза этих подходов. Так например, определение, которое дала В.Г. Павлюченко, по мнению автора в большей степени носит прикладной характер и охватывает все слои населения – как трудоспособное, так и нетрудоспособное. Под социальной защитой понимается “совокупность разнообразных мер, осуществляемых государством, обществом, корпорациями, общественными организациями по защите граждан от различного рода социальных угроз (безработица, бедность, болезни и т.д.)”. Однако наиболее полное понимание значения социальной защиты дает подход, который объединяет научные категории и практическое значение. В качестве примера можно привести понимание социальной защиты профессором Осадчей Г.И., в этом понимании социальная защита есть система социальных отношений, мер и правовых гарантий, защищающих любого члена общества от экономической, социальной и физической деградации вследствие внезапного и резкого ухудшения условий его благосостояния, угрозы здоровью и жизни, невозможности по независящим от него причинам реализовать свой трудовой и гражданский потенциал. Можно выделить основную функцию государственной социальной защиты населения объединив ее общим пониманием, что по сути это помощь человеку, уже попавшему в трудное финансовое положение, или/и предупреждение возникновения такой ситуации. Однако существую различные классификации функций социальной защиты, которые более детально разъясняют ее функциональные особенности. Так Якимчук С.В. выделяет три основные функции социальной защиты населения: компенсирующая, защитная и стабилизирующая. Компенсирующая функция подразумевает компенсацию утраченного заработка, ущерба здоровью, расходов на лечение. Защитная функция гарантирует материальное обеспечение достаточное для покрытия основных нужд человека. Стабилизирующая функция предназначена для согласования интересов работников работодателей и государства. Данная классификация по мнению автора недостаточно глубоко описывает все функциональные особенности социальной защиты населения, в этом смысле более развернутую классификацию дает Роик В. По его мнению функции социальной защиты делятся не на 3 категории, а на четыре. Профилактически-предупредительная функция. Заключается в проведении комплекса мероприятий, направленных на профилактику и защиту здоровья, профилактику трудоспособности граждан и пр.

Сущность социального обслуживания

Социальное обслуживание – это функционирование социальных служб по оказанию социально-правовых, социально-медицинских, социально-бытовых, психолого-педагогической помощи и поддержки; по проведению реабилитации и социальной адаптации граждан; предоставлению материальной помощи определенным категориям населения, пребывающих в трудной жизненной ситуации.

ЗАМЕЧАНИЕ 1 Социальное обеспечение, согласно ст. 39 Конституции РФ, гарантируется и предоставляется: по достижении пенсионного возраста; при болезни, инвалидности; при потере кормильца и т.д. Понятие «социальное обслуживание» тесно связано со следующими пересекающимися понятиями: Социальная защита. Представлена системой мероприятий, направленных на обеспечение минимально достаточных и гарантированных условий жизнедеятельности, деятельного существования человека, для поддержания его жизнеобеспечения и реализуемых различными структурами общества.

Социальная поддержка – это специальные меры по поддержанию условий, необходимых и достаточных для существования так называемых «слабых» социальных групп, семей, отдельных граждан, испытывающих трудности в своей жизнедеятельности.

Социальная помощь. Характеризуется предоставлением социальной службой системы социальных мер в виде поддержки, содействия, услуг отдельным гражданам или социальным группам для смягчения и преодоления сложных жизненных ситуаций, для поддержания полноценной жизнедеятельности, социального статуса и адаптационных процессов в обществе.

Статья 4. Принципы социального обслуживания

1. Социальное обслуживание основывается на соблюдении прав человека и уважении достоинства личности, носит гуманный характер и не допускает унижения чести и достоинства человека.

2. Социальное обслуживание осуществляется также на следующих принципах:

1) равный, свободный доступ граждан к социальному обслуживанию вне зависимости от их пола, расы, возраста, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений и принадлежности к общественным объединениям;

2) адресность предоставления социальных услуг;

3) приближенность поставщиков социальных услуг к месту жительства получателей социальных услуг, достаточность количества поставщиков социальных услуг для обеспечения потребностей граждан в социальном обслуживании, достаточность финансовых, материально-технических, кадровых и информационных ресурсов у поставщиков социальных услуг;

4) сохранение пребывания гражданина в привычной благоприятной среде;

5) добровольность;

6) конфиденциальность.

Конфиденциальность (предполагает недопущение разглашения информации о получателях социальных услуг лицами, которым эта информация стала известна в связи с исполнением профессиональных, служебных и (или) иных обязанностей). Передача информации о получателе социальных услуг другим лицам, в том числе должностным лицам, в интересах получателя социальных услуг или его законного представителя, допускается но общему правилу только с письменного согласия получателя или его законного представителя.

Предоставление информации о получателе социальных услуг без его согласия или без согласия его законного представителя допускается:

а) по запросу органов дознания и следствия, суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством либо по запросу органов прокуратуры в связи с осуществлением ими прокурорского надзора;

б) по запросу иных органов, наделенных полномочиями по осуществлению государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания;

в) при обработке персональных данных в рамках межведомственного информационного взаимодействия, а также при регистрации субъекта персональных данных на едином портале государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталах государственных и муниципальных услуг в соответствии с законодательством об организации предоставления государственных и муниципальных услуг;

г) в иных случаях, установленных федеральным законодательством.

Виды и функции социального обслуживания

Предусмотрены следующие виды социального обслуживания:

1) материальная помощь в виде денежных средств, продуктов питания, средств санитарии и гигиены, одежды и обуви, других предметов первой необходимости, топлива, специальных транспортных средств, технических средств реабилитации инвалидов и лиц, нуждающихся в постороннем уходе;

2) социальное обслуживание на дому направлено на максимально возможное продление пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов в привычной им, социальной среде в целях поддержания их социального статуса, а также на защиту их законных прав и интересов. К числу надомных гарантированных услуг, предусмотренных федеральным перечнем, относятся: доставка продуктов на дом; приобретение медикаментов, продовольственных и промышленных товаров первой необходимости; содействие в получении медицинской помощи, в том числе сопровождение в медицинское учреждение; уборка помещения; содействие в организации юридических услуг; содействие в организации ритуальных услуг; другие надомные услуги (например, содействие в обеспечении топливом).

Медицинскую помощь на дому получают психически больные лица в стадии ремиссии, больные туберкулезом (за исключением активной формы), онкологические больные.

Детям-инвалидам, которые по состоянию здоровья не могут посещать общеобразовательные учреждения, обеспечивается обучение на дому. Министерство здравоохранения утверждает Перечень заболеваний, при наличии которого ребенок-инвалид имеет право на получение образования на дому. Дети-инвалиды зачисляются в образовательное учреждение по месту жительства, получают бесплатно учебную, справочную и иную литературу, посещаются педагогическими работниками, проходят аттестацию и получают документ государственного образца о соответствующем образовании.

3) полу стационарное социальное обслуживание осуществляется отделениями дневного (ночного пребывания) при муниципальных центрах социального обслуживания или органах социальной защиты;

4) стационарное социальное обслуживание направлено на оказание всесторонней социальной помощи лицам, нуждающимся по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе и наблюдении.

Важное место в системе социальных служб принадлежит территориальным центрам социального обслуживания населения. Территориальная социальная служба представляет собой совокупность органов управления и специализированных учреждений, осуществляющих непосредственное социальное обслуживание различных групп и категорий населения на территории административных единиц РФ: в областях, городских и сельских районах, микрорайонах. Функции управления социальным обслуживанием населения на подведомственной территории осуществляют органы социальной защиты населения. Местные органы власти (а также негосударственные, общественные, частные и другие организации при наличии лицензии) создают центры социального обслуживания.

В соответствии с примерным Положением о Центре социального обслуживания (приказ Минсоцзащиты России №137 от 20.07.1993 года). Центр социального обслуживания является учреждением социальной защиты населения, осуществляющим на территории города или края, района организацию и практическую деятельность по оказанию различных видов социальной помощи престарелым гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном постороннем уходе, поддержке.

Функции социального обслуживания

Государственные социальные службы ориентированы главным образом на обеспечение нуждающихся лиц различного рода услугами. Этим определяется совокупность и содержание ее функций, среди которых, согласно Концепции развития социального обслуживания населения РФ (1993 г.), выделяются следующие Системы помощи клиенту в системе социального обслуживания:

а) функция социальной помощи, которая включает: профилактика бедности: создание семьям условий для самостоятельного обеспечения своего благополучия, семейного предпринимательства; надомные услуги нуждающимся в постороннем уходе (доставка продуктов, лекарств, транспортировка на лечение, наблюдение на дому за состоянием здоровья и т.д.); содействие развитию нетрадиционных форм дошкольного, школьного и внешкольного воспитания; организация временного вынужденного пребывания ребенка вне родительской семьи, его дальнейшее устройство в детское учреждение, под опеку (попечительство), усыновление;

б) функция консультирования, которая включает: консультирование специалистов (юристов, социологов, педагогов, врачей, психологов и т.д.); участие в подготовке молодежи к выбору профессии; подготовку юношей и девушек к браку и сознательному родительству; родительский медико-психологический всеобуч;

в) функция социального корректирования и реабилитации, которая включает: социальную медико-психологическую реабилитацию несовершеннолетних с отклоняющимся поведением, безнадзорных детей и подростков, детей, оставшихся без попечения родителей; медико-социальную реабилитацию и реабилитацию детей и подростков с ограниченными возможностями и семей, их воспитывающих;

г) функция информации населения, изучения и прогнозирования социальных нужд, в рамках которой выделяются три направления: предоставление клиенту информации, необходимой для разрешения сложной жизненной ситуации; распространение среди населения медико-психологических, педагогических и иных знаний; изучение специалистами по социальной работе, специально созданными учреждениями, а также с помощью научных организаций потребностей своих клиентов и социальных проблем, порождающих кризисные ситуации в регионе, разработка и реализация конкретных мер, направленных на их устранение;

д) функция участия в реализации чрезвычайных мер по преодолению последствий стихийных бедствий и социальных конфликтов: участие специалистов социальной службы в разработке чрезвычайных программ; формирование в рамках спасательных служб, организуемых на центральном и других уровнях, бригад социальных работников и т.д.

Основные функции социального обслуживания населения следующие.

Функция социальной помощи включает:

– выявление, учет семей и отдельных лиц, наиболее нуждающихся в социальной поддержке, оказание материальной помощи, предоставление нуждающимся гражданам временного жилья;

– профилактику бедности – создание семьям условий для самостоятельного обеспечения своего благополучия, семейного предпринимательства;

– надомные услуги семьям и одиноким.

Функция консультирования предполагает консультирование специалистов: юристов, педагогов, врачей, психологов и др.

Посредством функции социального корректирования и реабилитации осуществляется социальная, медико-психологическая реабилитация несовершеннолетних с отклоняющимся поведением, безнадзорных детей и детей-сирот.

Функция информирования населения, изучения и прогнозирования социальных нужд: означает предоставление клиенту информации, необходимой для разрешения сложной жизненной ситуации, распространение медико-психологических, педагогических и других знаний, изучение потребностей своих клиентов, их проблем, разработка и реализация конкретных мер.

При возникновении стихийных бедствий и социальных конфликтов социальные работники участвуют в разработке чрезвычайных программ, формировании бригад, готовых прибыть в случае необходимости в район бедствия или конфликта.

Социальные услуги, входящие в федеральный и территориальные перечни, предоставляются гражданам бесплатно, либо на условиях частичной оплаты. Положение о порядке и условиях оплаты социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания, утверждено постановлением Правительства РФ от 15.04.96 № 473 (СЗ РФ, 1996, №17, ст. 2002).

Следующие группы населения пользуются услугами бесплатно:

а) одинокие граждане пожилого возраста (одинокие супружеские пары) и инвалиды, получающие пенсию с учетом надбавок в размере ниже регионального прожиточного минимума;

б) граждане пожилого возраста и инвалиды, родственники которых по объективным причинам не могут обеспечить им помощь и уход, если размер получаемой пенсии вместе с надбавками ниже регионального прожиточного минимума;

в) граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в семьях со среднедушевым доходом ниже регионального прожиточного минимума.

Если размер пенсии вместе с надбавками указанных выше граждан превышает региональный прожиточный минимум, то размер частичной оплаты социальных услуг:

а) на дому не должен превышать 25 % разницы между получаемой пенсией и региональным прожиточным минимумом;

б) в полу стационарных условиях – 50 % разницы между получаемой пенсией и региональным прожиточным минимумом;

в) в стационарных условиях – суммы превышения полагающейся пенсии над региональным прожиточным минимумом.

Если сумма пенсии с учетом надбавок на 100 % выше регионального прожиточного минимума, то социальные услуги предоставляются на условиях полной оплаты.

Стоимость услуг определяется на основе тарифов, установленных для конкретного региона. В оплату стоимости не включаются расходы по оказанию медицинской помощи в объеме базовой программы обязательного медицинского страхования, получению образования в пределах государственных образовательных стандартов.

Дополнительные основания, по которым социальные услуги предоставляются бесплатно, определяются органами исполнительной власти субъектов РФ.

Сегодня значительная часть центров социального обслуживания – это многопрофильные учреждения, способные предоставить разнообразные по видам и формам услуги: социально-медицинские, психолого-педагогические, социально- бытовые и торговые, а также оказывать реальную помощь людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Но действующая сеть стационарных учреждений социального обслуживания, ставшая опорой в осуществлении мер по социальной защите населения, далеко не удовлетворяет имеющиеся потребности.

Перечень социальных услуг по видам социальных услуг

1. Социально-бытовые услуги:

а) в полустационарной или стационарной формах социального обслуживания:

обеспечение площадью жилых помещений в соответствии с утвержденными нормативами;

обеспечение питанием в соответствии с утвержденными нормативами;

обеспечение мягким инвентарем (одеждой, обувью, нательным бельем и постельными принадлежностями) в соответствии с утвержденными нормативами;

обеспечение за счет средств получателя социальных услуг книгами, журналами, газетами, настольными играми;

б) в форме социального обслуживания на дому:

покупка за счет средств получателя социальных услуг и доставка на дом продуктов питания, промышленных товаров первой необходимости, средств санитарии и гигиены, средств ухода, книг, газет, журналов;

помощь в приготовлении пищи;

оплата за счет средств получателя социальных услуг жилищно-коммунальных услуг и услуг связи;

сдача за счет средств получателя социальных услуг вещей в стирку, химчистку, ремонт, обратная их доставка;

покупка за счет средств получателя социальных услуг топлива, топка печей, обеспечение водой (в жилых помещениях без центрального отопления и (или) водоснабжения);

организация помощи в проведении ремонта жилых помещений;

обеспечение кратковременного присмотра за детьми;

уборка жилых помещений;

в) во всех формах социального обслуживания:

предоставление гигиенических услуг лицам, не способным по состоянию здоровья самостоятельно осуществлять за собой уход;

отправка за счет средств получателя социальных услуг почтовой корреспонденции;

помощь в приеме пищи (кормление).

2. Социально-медицинские услуги во всех формах социального обслуживания:

а) выполнение процедур, связанных с организацией ухода, наблюдением за состоянием здоровья получателей социальных услуг (измерение температуры тела, артериального давления, контроль за приемом лекарственных препаратов и др.);

б) оказание содействия в проведении оздоровительных мероприятий;

в) систематическое наблюдение за получателями социальных услуг в целях выявления отклонений в состоянии их здоровья;

г) проведение мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни;

д) проведение занятий по адаптивной физической культуре;

е) консультирование по социально-медицинским вопросам (поддержание и сохранение здоровья получателей социальных услуг, проведение оздоровительных мероприятий, выявление отклонений в состоянии их здоровья).

3. Социально-психологические услуги во всех формах социального обслуживания:

а) социально-психологическое консультирование (в том числе по вопросам внутрисемейных отношений);

б) социально-психологический патронаж;

в) оказание консультационной психологической помощи анонимно (в том числе с использованием телефона доверия).

4. Социально-педагогические услуги во всех формах социального обслуживания:

а) обучение практическим навыкам общего ухода за тяжелобольными получателями социальных услуг, получателями социальных услуг, имеющими ограничения жизнедеятельности, в том числе за детьми-инвалидами;

б) организация помощи родителям и иным законным представителям детей-инвалидов, воспитываемых дома, в обучении таких детей навыкам самообслуживания, общения, направленным на развитие личности;

в) социально-педагогическая коррекция, включая диагностику и консультирование;

г) формирование позитивных интересов (в том числе в сфере досуга);

д) организация досуга (праздники, экскурсии и другие культурные мероприятия).

5. Социально-трудовые услуги во всех формах социального обслуживания:

а) проведение мероприятий по использованию трудовых возможностей и обучению доступным профессиональным навыкам;

б) оказание помощи в трудоустройстве;

в) организация помощи в получении образования, в том числе профессионального образования, инвалидами (детьми-инвалидами) в соответствии с их способностями.

6. Социально-правовые услуги во всех формах социального обслуживания:

а) оказание помощи в оформлении и восстановлении утраченных документов получателей социальных услуг;

б) оказание помощи в получении юридических услуг (в том числе бесплатно);

в) оказание помощи в защите прав и законных интересов получателей социальных услуг.

7. Услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов, во всех формах социального обслуживания: 

а) обучение инвалидов (детей-инвалидов) пользованию средствами ухода и техническими средствами реабилитации;

б) проведение социально-реабилитационных мероприятий в сфере социального обслуживания;

в) обучение навыкам поведения в быту и общественных местах;

г) оказание помощи в обучении навыкам компьютерной грамотности.

8. Срочные социальные услуги:

а) обеспечение бесплатным горячим питанием или наборами продуктов;

б) обеспечение одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости;

в) содействие в получении временного жилого помещения;

г) содействие в получении юридической помощи в целях защиты прав и законных интересов получателей социальных услуг;

д) содействие в получении экстренной психологической помощи с привлечением к этой работе психологов и священнослужителей.

Понятие, сущность социальных технологий

Социальные технологии в широком смысле слова – это особая область научного знания, которая ставит и обосновывает вопрос о том, каким образом и в какой последовательности возможны специфические операции с результатами познавательной деятельности.

В узком смысле слова понятие «социальные технологии» имеет два значения.

Во-первых, социальные технологии – это, прежде всего, процесс целенаправленного воздействия на социальный объект, обусловленный необходимостью и потребностью получения заданного результата. В этом плане технологичность воздействия наполнена такими понятиями, как этапность, процедурность, операциональность. Исходя из такого видения, социальные технологии можно охарактеризовать как определенную прагматику, выстраивающую в один ряд:

  1. цель,
  2. средство,
  3. результат.

    Координация и субординация цели, средств, результатов предполагают вариативность и учет множества факторов, моделирование и проектирование, систему критериев и оценок, содержательные версии и сценарии, методы диагностики и т.д.

Во-вторых, социальные технологии – это теория, исследующая процессы целенаправленного воздействия на социальные объекты, разрабатывающая и обосновывающая эффективные способы и приемы такого воздействия. При этом не имеет значения, что понимается под социальным объектом. Это могут быть социальные отношения, социальное взаимодействие, социальная группа, социальный институт, социальная организация.

Характер воздействия, его технологичность определяются той системой операций целенаправленного воздействия, которая основывается на социальном и социологическом знании объекта – это первый уровень технологического воздействия.

Второй уровень технологического воздействия предопределяется тем, что данный социальный объект находится в неразрывной связи с другими социальными объектами, более того – является частью социальной системы, органически интегрирован в социальное целое. И любое изменение этого социального объекта с неизбежностью влечет за собой цепочку изменений других объектов. В подобном социальном сценарии социальная технология должна учитывать все возможные изменения.

В соответствии с вышесказанным есть смысл различать базовые и частные социальные технологии.

Базовые – технологии стратегического (долгосрочного) проектирования социального объекта. Смысл базовых технологий состоит в:

  1. гармонизации индивидуального, личностного и общественного;
  2. выдвижении таких целей социальных технологий, которые гуманны по своей природе;
  3. развитии творческих способностей и активности социального субъекта.

Частные – разновидность форм тактико-оперативного (краткосрочного) воздействия на социальный объект. Это социальное конструирование, практически-предметное урегулирование отношений и операций, оптимизация социального взаимодействия на разных уровнях.

Таким образом, социальные технологии олицетворяют собой разные ипостаси социальной самоорганизации.

Сегодня можно сформулировать две основные точки зрения на сущность социальных технологий.

Первая точка зрения (Дж. Томас) состоит в том, что социальные технологии имеют смысл, только если вводят социальные инновации в различные направления социальной практики. В число инноваций, согласно данной точке зрения, входят социальные исследования, разработка исследовательских программ, выработка моделей, социальный эксперимент, создание новых методик, технологии выработки критериев оценки эффективности. Инновации включают в себя специальные средства, позволяющие сделать их реальностью.

Реализация социальной технологии – это:

  1. анализ социальной реальности, социального объекта;
  2. разработку социальной технологии изменения объекта;
  3. распространение (внедрение) социальной технологии;
  4. исследование развития объекта технологического воздействия;
  5. оценка полученных результатов в ходе воздействия.

Необходимость применения социальных технологий обусловлена тем, что практическому действию всегда предшествует какая-либо модель, макет, проект этого действия, т.е. возможный вариант его реализации. Социальная технология рационализирует последовательность возможных практических действий, упорядочивает их. Суть социальной технологии – не в том, что делать, а в том, в какой последовательности. Наконец, согласно данной точке зрения, суть социальных технологий состоит также в том, что необходимо проектировать и прогнозировать не только сами практические действия, но и их возможные последствия. Таким образом, согласно данной точке зрения социальные технологии необходимы как инструмент для внедрения социальных инноваций в различные направления социальной практики.

Вторая точка зрения (Н.С. Данакин) состоит в том, что существование социальных технологий связано с самой социальной действительностью (реальностью). Дело в том, что социальные технологии обусловливают протекание социальных процессов, ведь если рассматривать социальные технологии как последовательность операций, то они и есть социальный процесс. Однако отождествление этих понятий было бы неправильным. Суть социальной технологии, согласно данной точке зрения в том, чтобы, учитывая все объективные и субъективные условия, спроектировать оптимальное развитие социального процесса. Для этого процесс анализируется с точки зрения его вида, типа, характерных особенностей, внутреннего механизма, сопутствующих условий, интенсивности, направленности. Таким образом, посредством социальных технологий формируется исчерпывающий «реестр» социальных процессов.

При анализе социальных процессов их носители – субъекты, а в связи с этим – субъективные и объективные предпосылки. Установлению подлежат и организационные формы социальных процессов. Решение указанных вопросов напрямую ставит проблему необходимости проектирования, так как любая социальная технология, имеющая своей целью проектирование и внедрение, ориентирована на технологизацию соответствующего процесса. При этом смысл технологизации социальных процессов состоит в следующем:

1) формирование процесса,

2) придание ему целевой направленности;

3) его оптимизация;

4) обеспечение его устойчивости;

5) создание механизма саморегуляции;

6) обеспечение благоприятных сопутствующих условий для развития.