8(8422) 42-02-08, 8(8422) 42-02-01

redcrossyl@yandex.ru

Ульяновск, ул. Гагарина, 1

СБ и ВС выходные дни

Пн-пт 09:00-18:00

обед 13:00-14:00

Лекция №2.1.1. Правовое обеспечение социальной работы

Социальная сфера как совокупность социальных отношений испытывает на себе регулирующее воздействие практически всех отраслей права. Нормы права закрепляют равный доступ всех граждан к материальным и духовным благам, устанавливают принципиально единые условия обеспечения пенсиями и пособиями и всеми другими видами социального обеспечения независимо от классовой принадлежности гражданина. Серьезным шагом в этом направлении в начале 90-х гг. XX столетия в нашей стране стало формирование социальной работы как профессиональной деятельности, а также введение в 1991 г. в России новой профессии – социального работника (специалиста по социальной работе), который является непосредственным исполнителем социальной работы.

Следует отметить, что правовое обеспечение социальной работы – особый вид деятельности, цель которой – нормативно-правовое удовлетворение социально гарантированных и личных интересов и потребностей различных групп населения, создание условий, содействующих восстановлению и улучшению способности людей к социальному функционированию через соблюдение всех норм законодательства. Социальная работа включает также оказание помощи людям, нуждающимся в ней, не способным без посторонней помощи решить свои жизненные проблемы, а во многих случаях и жить. Все перечисленное выше очень важно в сложившихся социально-экономических условиях в Российском государстве.

Главная идея социального обеспечения – идея социальной справедливости. Государство не может игнорировать то обстоятельство, что не все члены общества в силу тех или иных причин в состоянии обеспечить нормальный уровень жизни себе и своей семье, а потому берет на себя заботу о полном или частичном обеспечении нетрудоспособных, семей с большим числом иждивенцев, о развитии соответствующих сфер (здравоохранения, просвещения, культуры и т. д.).

Все категории населения в той или иной степени нуждаются в социальной защите, покровительстве государства, в государственном содействии при получении профессии, работы, в создании условий для предпринимательства, в приобретении жилья и т. д. Проблема социальной защищенности решается несколькими отраслями права. Предмет “право социального обеспечения” составляет несколько групп общественных отношений, регулируемых нормами данной отрасли права:

  • отношения по социальному обеспечению граждан в денежной форме (пенсии, пособия, компенсационные выплаты и т. д.);
  • отношения по предоставлению различных социальных услуг (социальное обслуживание престарелых, инвалидов, детей, семей с детьми, беженцев и вынужденных переселенцев, медицинское обслуживание, льготы для отдельных категорий граждан);
  • процедурные и процессуальные отношения, связанные с установлением юридических фактов, а также реализацией защиты прав на тот или иной вид социального обеспечения. Указанные отношения, как правило, предшествуют (процедурные), сопутствуют (процедурные и процессуальные) отношениям первых двух групп либо вытекают (процессуальные) из них.

Становление у нас широко распространенной по всему миру профессии социального работника и социальной работы в целом было сопряжено со сложным и противоречивым процессом реформирования России, перехода отечественной экономики к рыночным механизмам хозяйствования. При этом одной из проблем, с которой столкнулась социальная работа, является законодательное закрепление ее деятельности с различными категориями граждан. Социальная политика и социальная работа как средство ее реализации базируются на конституционно-правовых установлениях и гарантиях, провозглашенных в Конституции (Основном законе) РФ и конкретизированных в законах РФ и других нормативно-правовых актах, знание и исполнение которых является обязательным для всех.

Международные нормативные документы по социальной защите граждан

В соответствии с международными актами права человека являются универсальными и ими могут пользоваться все люди без какой-либо дискриминации. Уважение индивидуальных прав должно поощряться на постоянной основе, независимо от существующих условий или политической системы. Права какого-либо лица или группы лиц могут быть ограничены только в том случае, когда их осуществление ограничивает такие же или сопоставимые права других лиц.

В международном праве получили четкое определение принципы уважения прав человека, их международные нормы и стандарты. Так, общие принципы права — это принципы международного права, которые выражают общепризнанные нормы поведения субъектов международного нрава. В Статуте Международного Суда ООН (ст. 38) используется понятие “общие принципы нрава, признанные цивилизованными нациями”.

Следует обратить внимание на тип и характер документов, в которых сформулированы принципы прав человека, принимаемых ООН, ЮНЕСКО, МОТ, международными конгрессами, конференциями и другими форумами. Дело в том, что принимаемые документы имеют различный правовой статус. Декларации, принципы, руководящие положения, стандартные правила и рекомендации не имеют обязательной юридической силы. Вместе с тем эти документы обладают неоспоримым морально-политическим воздействием и служат практическим руководством для государств при осуществлении ими своей политики. Ценность этих документов заключается в их признании и принятии значительным числом государств, и, даже не имея обязательной силы, они могут рассматриваться как документы, декларирующие общепринятые принципы в рамках международного сообщества.

Международные акты, к числу которых относятся конвенции, пакты, протоколы, обладают обязательной силой для тех государств, которые ратифицировали их или присоединились к ним. Договоры, принятые в рамках ООН, открыты для подписания и ратификации всеми государствами, в то время как условием для принятия договоров, утвержденных в рамках региональных организаций, является членство в соответствующей организации, например Совете Европы[1].

Помимо Всеобщей декларации, важная роль в защите прав человека принадлежит Международному пакту о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, которые были приняты в 1966 г. и вступили в сил}’ в 1976 г. Их принятие было продиктовано необходимостью дополнить нормы Всеобщей декларации прав человека, которые имеют нравственное и политическое значение, нормами и стандартами, имеющими юридическую силу, с помощью которой в судебном порядке может обеспечиваться защита прав человека в случаях их нарушения.

В 53 статьях Международного пакта о гражданских и политических правах и двух факультативных протоколах к нему сформулирована не только целая гамма прав человека, но и механизм их реализации на международном уровне и в масштабах отдельных стран. В этом пакте закреплены следующие права человека: право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность (ст. 6); право не подвергаться пыткам и бесчеловечному обращению, не подвергаться произвольному аресту и задержанию (ст. 7, 9); право на свободное передвижение и выбор места жительства (ст. 12); права на свободу слова, религии, собрания, ассоциаций, включая членство в профсоюзах (ст. 18, 19, 21, 22); право голосовать на основе системы всеобщего избирательного права (ст. 25); права меньшинств на защиту (ст. 27) и др.

О важности международных пактов говорит тот факт, что по состоянию на 1 сентября 1997 г. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах ратифицировали или присоединились к нему 136 государств. Международный пакт о гражданских и политических правах ратифицировали или присоединились к нему 138 государств, а первый факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах ратифицировали или присоединились к нему 92 государства.

Развитием международных документов стало принятие пяти договоров, обеспечивающих защиту конкретных прав: Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1965), Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1979), Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1984), Конвенция о правах ребенка (1989), Международная конвенция о защите прав всех трудящихся — мигрантов и членов их семей (1990).

После принятия Международного пакта о гражданских и политических правах и Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (1966), еще до вступления их в силу в 1976 г., а также пяти конвенций ООН по защите конкретных прав, ее специализированные организации развернули значительную работу по информированию государственных деятелей, широкой общественности о важности норм и стандартов прав человека, изложенных в этих нормах.

Важная роль также отводится Декларации социального прогресса и развития, принятой в 1969 г. Генеральной

Ассамблеей ООН. В пей получили дальнейшее развитие и углубление многие нормы прав человека, изложенные в пактах. В этой декларации сказано, что целью социального прогресса и развития является постоянное повышение материального и духовного уровня жизни всех членов общества при уважении и осуществлении прав человека и основных свобод. В ней изложены основные направления социальной политики на национальном, региональном и международном уровнях; планирование социального прогресса и развития как составной части общего пропорционального развития; учреждение, где это необходимо, национальных систем по разработке и проведению в жизнь социальной политики и программ; содействие со стороны заинтересованных государственному региональному развитию.

В последующие годы после принятия международных пактов, Декларации социального прогресса и развития были проведены многочисленные интернациональные акции, цель которых — решение конкретных задач социальной политики. Среди них: Международные конференции по проблемам народонаселения и развития (1974, 1994); Международный год женщины и Десятилетие женщины ООН: Равенство, Развитие, Мир (1976—1985) и соответствующие конференции (1975, 1980 и 1985); Всемирная конференция по вопросам занятости (1976); Международное десятилетие инвалидов Организации Объединенных Наций (1983—1992); Всемирная ассамблея по проблемам старения (1982); Международный год молодежи (1985); Международная конференция по борьбе со злоупотреблением наркотическими средствами и их незаконным оборотом (1987); Международный год обеспечения жильем бездомного населения (1987) и ряд других встреч и совещаний.

Рубежным этапом в защите прав человека в контексте соблюдения международных норм и стандартов стала ратификация беспрецедентно большим количеством стран международных пактов и вступление их в силу в 1976 г. В последующее десятилетие ООП приняла важные документы, в которых был сделан акцент на социальное развитие. Так, в декабре 1986 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию о праве на развитие и резолюцию “Неделимость и взаимозависимость экономических, социальных, культурных, гражданских и политических прав”.

Большое значение для понимания роли социальной политики в защите прав человека имело проведение в сентябре 1987 г. (Вена) Межрегионального консультативного совещания по политике и программам социального обеспечения в целях развития с участием представителей 90 стран. На совещании состоялся обмен профессиональным опытом на глобальном уровне в области социальной политики, социального развития и социального обеспечения.

В результате всесторонней и конструктивной дискуссии па основе консенсуса были приняты “Руководящие принципы” политики и программ социального обеспечения в целях развития на ближайшее будущее, которые позднее были одобрены Генеральной Ассамблеей ООН в ее специальной резолюции.

Участники этого совещания акцентировали внимание на повышении роли социальной политики в решении жизненных проблем мирового сообщества. При этом было подчеркнуто, что “социальная политика должна быть достаточно гибкой, чтобы ее применять для решения возникающих новых проблем, чтобы она могла стать средством, содействующим развитию, а не барьером на его пути”.

Большое значение имеет и Всемирная встреча на высшем уровне в интересах социального развития в марте 1995 г. (Копенгаген). Эта встреча готовилась три года; делегации многих стран возглавляли президенты, вице-президенты, премьер-министры и другие государственные деятели высокого ранга.

Участники встречи не могли обойти молчанием сложную и противоречивую ситуацию, характерную для современного мира. С одной стороны, несомненные достижения науки и техники, с другой — их плодами пользуется только 1 млрд из почти 6 млрд населения мира; 1,3 млрд человек живут за чертой бедности; 1,5 млрд человек не имеют возможности пользоваться самой элементарной медицинской помощью; свыше 900 млн человек неграмотны и 100 млн детей не посещают школу.

Внешняя задолженность развивающихся стран, включая страны Восточной Европы, составляет 1,3 трлн долл., на обслуживание которых ежегодно тратятся десятки и сотни миллиардов долларов.

В таких условиях, когда усиливается маргинализация целых стран и народов, растет разрыв между богатыми и бедными, на первый план выдвинулись вопросы бедности, социальной разобщенности и продуктивной занятости.

В принятой на этой встрече Копенгагенской декларации о социальном развитии были сформулированы приоритетные цели социального развития: обеспечение социальной защиты индивида, содействие социальной интеграции и поддержание социального мира. Всемирная встреча на высшем уровне подчеркнула связь между борьбой с бедностью, изысканием возможностей социальной интеграции и созданием продуктивной занятости. Занятость сегодня представляет собой необходимый фактор интеграции. И наоборот, безработица — это форма изоляции, которая влечет за собой целый ряд социальных проблем.

Соблюдением прав человека, развитием социальной политики занимаются многие международные организации. Так, система ООП включает в себя целый ряд специализированных международных организаций (МОТ, ЮНЕСКО, ВОЗ), призванных заниматься конкретными социальными проблемами.

Так, МОТ функционирует с 1919 г., и за это время его нормотворческая деятельность в сфере социально-трудовых отношений составляет свыше 170 конвенций, которые сыграли важную роль в налаживании социального партнерства между работниками, работодателями и государством. Не случайно при вручении МОТ Нобелевской премии было отмечено, что МОТ оказывала влияние на законодательство всех стран.

Права человека в области образования, науки, культуры и информации формирует на глобальном уровне ЮНЕСКО. За более чем 50-летний период деятельности эта организация при самом активном участии ведущих ученых и специалистов разработала и приняла ряд принципиально важных деклараций, рекомендаций, программ, которые сыграли большую роль в ликвидации неграмотности, в доступе широких масс к культуре, пользованию достижениями науки и прогресса.

Наряду с конвенциями и декларациями всемирного масштаба имеются континентальные и региональные договоры по правам человека. Следует назвать Хартию Организации африканского единства (1963), Африканскую Хартию прав человека и народов (1981), Африканскую комиссию по правам человека и пародов, Устав Организации американских государств — Американскую декларацию прав и обязанностей человека (1948), Американскую конвенцию о правах человека (1969), Межамериканскую комиссию по правам человека, Межамериканский суд по правам человека, Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод (1950), Европейскую социальную хартию (1961 г.), Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975), Европейский суд защиты прав человека, Конвенцию Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека (1995), Хартию социальных прав и гарантий граждан независимых государств (1994).

В ООП функционирует два вида контрольных механизмов: институциональные и конвенциональные (договорные). Институциональными структурами, т.е. постоянными институтами ООН, являются Генеральная Ассамблея, Экономический и Социальный Совет, Комиссия по правам человека, Комиссия но положению женщин, Центр по правам человека, а с 1993 г. — Управление Верховного комиссара по правам человека, призванное играть центральную роль в процедуре контроля за выполнением всех конвенций в области прав человека.

Соблюдение прав человека в социальной сфере в соответствии с принятыми международными актами наряду с названными выше институциональными органами ООП обеспечивают такие механизмы, как конвенциональные структуры, которые учреждаются для контроля за выполнением каждого международного договора, вступившего в силу. Такими договорными органами ООП являются Комитет по правам человека, Комитет но экономическим, социальным и культурным правам, Комитет по ликвидации расовой дискриминации, Комитет по правам ребенка, которые призваны осуществлять контроль за соблюдением положений соответствующих международных договоров.

В системе ООН за последнее десятилетие сформировался механизм и технология контроля за соблюдением положений международных договоров по правам человека в соответствии с резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН (1982), касающейся эффективного осуществления документов по правам человека. С 1984 г. проводятся совещания председателей органов, которым поручено рассмотрение докладов государств — участников международных договоров, которые эти государства обязаны регулярно представлять, о выполнении взятых на себя обязательств но соблюдению прав человека.

Восьмое совещание председателей договорных органов состоялось в сентябре 1997 г. (Женева). В его работе приняли участие представители многих стран — участников международных договоров, руководители и сотрудники органов и специализированных организаций ООН: Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ), Объединенной программы ООН по ВИЧ/СПИДу (ЮНИДС), Фонда ООН в области народонаселения (ЮНФА), Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), Международной организации труда (МОТ) и др.

Участники этого совещания рассмотрели Доклад Генерального Секретаря ООН о совершенствовании функционирования договорных органов по правам человека, заслушали выступления Верховного комиссара ООН по правам человека Мэри Робинсон, председателя Комиссии по правам человека и других официальных лиц, органов и организаций системы ООН.

Анализ реализации интернациональных договоров по правам человека показывает, что на международном уровне сделано немало для обеспечения основных норм и стандартов прав человека. Этому способствовал тот факт, что благодаря принятым международным договорам по правам человека в международном праве восторжествовал принцип уважения прав человека, что в свою очередь внесло изменение в саму концепцию международного права. Если раньше субъектами международного права были только отношения между государствами, то сейчас отношение государства к своему населению, уважение его прав и свобод становится объектом внимания мирового сообщества, его обязанностью соблюдать международно признанные нормы и стандарты прав человека.

При всей важности соблюдения прав человека на международном уровне следует иметь в виду, что решающее значение имеет внутригосударственное законодательство, его нормы, обычаи, практика. Российская Федерация ратифицировала большинство международных конвенций; Конституция РФ 1993 г. признает примат международного права в международных делах. Российская Федерация после вступления в Совет Европы, например, ратифицировала три основополагающих документа — Европейскую конвенцию о правах и основных свободах, Конвенцию против пыток и Хартию о местном самоуправлении, что позволило России стать полноправным членом Совета Европы. Однако предстоит большая работа для того, чтобы высокие международные стандарты сделать нормами повседневной жизни.

Конституционные основы социальной защиты граждан в Российской Федерации

Социальные права сформировались позже политических и личных прав и свобод в течение XX в. Их возникновение было обусловлено ростом активности населения в борьбе за создание полноценных и справедливых условий для труда и жизни.

Социальные права имеют общегражданскую направленность, выступают важными инструментами утверждения гуманизма и социальной справедливости. Особенность данных прав заключается в том, что они являются необходимыми гарантиями жизни и деятельности человека, по своей сути обеспечивают его “физическое” воспроизводство. Социальные права гарантируют человеку достойную жизнь, защиту от негативного воздействия экономической деятельности, обеспечивают нормальное развитие личности.

К основным социальным правам, установленным в Конституции РФ, относятся следующие права:

в сфере труда (на свободу труда, вознаграждение за труд, труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены и др. – ст. 37);

на отдых (ч. 5 ст. 37);

на социальное обеспечение (ст. 39);

на государственную поддержку и защиту семьи, материнства, отцовства и детства (ч. 2 ст. 7, ч. 1 ст. 38, ст. 39);

на государственную поддержку инвалидов и пожилых граждан (ч. 2 ст. 7, ст. 39);

на жилище (ст. 40);

на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41);

на благоприятную окружающую среду (ст. 42);

на создание профессиональных союзов, иных общественных объединений для защиты социальных и экономических интересов (ст. 13, 30).

В Российской Федерации на конституционном уровне закреплено право на социальное обеспечение. Согласно ч. 1 ст. 39

Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Данное право вытекает из более общих положений ч. 1 ст. 7 Конституции РФ о том, что Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Право на социальное обеспечение имеет общий характер и выражается через целый ряд более конкретных прав, часть из которых закреплена непосредственно в Конституции РФ. К таким правам относятся, в частности, право на государственную поддержку и защиту семьи, материнства, отцовства и детства; право на государственную поддержку инвалидов и пожилых граждан.

В Российской Федерации принято немало Федеральных законов, посвященных социальному обеспечению: от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ “О государственных пособиях гражданам, имеющим детей”, от 24 ноября 1995 г. “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”, от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ “О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей”, от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних”, от 17 июля 1999 г. “О государственной социальной помощи”, от 17 декабря 2001 г. “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”, от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ “Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством”, от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ “Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации” и др. Законодательством гарантируются самые разнообразные формы социального обеспечения: осуществляется специальная государственная поддержка; развивается система социальных служб; устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Перечень случаев (социальных рисков), с которыми Конституция РФ связывает право каждого человека на социальное обеспечение, не носит исчерпывающего характера. Отнесением таких случаев к сфере регулирования законом подтверждается конституционное значение существования социального обеспечения в каждом из названных в Конституции РФ и предусмотренных законом случаев, которые обычно характеризуются невозможностью иметь заработок (трудовой доход) или его утратой либо недостаточностью для жизнеобеспечения человека и нетрудоспособных членов его семьи. Таким образом, субъектом права на социальное обеспечение являются малоимущие граждане, т.е. не способные в силу определенных физиологических, умственных, возрастных, климатических и иных условий позаботиться о себе сами в такой мере, в какой это обеспечило бы им достойную жизнь.

В Конституции РФ особо подчеркивается забота государства о социальном обеспечении отдельных категорий граждан: каждому гарантируется социальное обеспечение в случае потери кормильца, для воспитания детей (ч. 1 ст. 39); пенсионерам и лицам, получающим социальную помощь, государственные пенсии и социальные пособия устанавливает закон (ч. 2 ст. 39).

Одним из важных элементов комплексного права на социальное обеспечение является право на государственную поддержку и защиту семьи, материнства, отцовства и детства, закрепленное в ч. 2 ст. 7 Конституции РФ. Данное право также является комплексным и раскрывается через систему определенных прав и гарантий, установленных в Конституции РФ: а) материнство и детство, а также семья в целом находятся под защитой государства (ч. 1 ст. 38); б) каждому гарантируется социальное обеспечение в случае потери кормильца, для воспитания детей (ч. 1 ст. 39); в) забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей (ч. 2 ст. 38).

В ч. 2 ст. 7 Конституции РФ закреплено право на государственную поддержку инвалидов и пожилых граждан, которым устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. В ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни и инвалидности (ч. 1), а также особо подчеркивается, что государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (ч. 2).

В законодательстве РФ устанавливаются системы широких гарантий и льгот для пенсионеров. Одним из достижений социального государства является всеобщность пенсионного обеспечения, гарантируемого законом. Данный принцип получил надлежащую конституционно-правовую защиту в решениях Конституционного Суда РФ.

Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища (ч. 1); органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище (ч. 2).

Жилище всегда находится в определенном месте, где человек постоянно или преимущественно проживает (ч. 1 ст. 20 ГК РФ). В ч. 3 ст. 2 Закона РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-1 “О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации” под местом жительства понимается жилой домквартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитиегостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и др.), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ.

Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч. 3 ст. 40 Конституции РФ).

Условия нуждаемости в жилище определены в ЖК РФ, а также в нормативных актах Российской Федерации и ее субъектов (например, в примерных правилах учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставлении жилых помещений, утверждаемых исполнительными органами власти субъектов РФ).

В Конституции РФ подчеркивается, что предоставление жилых помещений в установленных законам случаях осуществляется как бесплатно, так и за доступную плату, под которой для малоимущих и иных указанных в законе граждан понимается плата, которая посильна для данных категорий граждан; соответственно ее нижний предел должен быть соизмерим с уровнем прожиточного минимума.

Согласно ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь, которая в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Положения Конституции РФ получили развитие в Федеральном законе от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации”, который закрепляет принцип приоритета интересов пациента при оказании медицинской помощи, реализуемый в том числе путем соблюдения этических и моральных норм, а также уважительного и гуманного отношения со стороны медицинских работников и иных работников медицинской организации.

Здоровье является высшим неотчуждаемым благом человека, без которого утрачивают значение многие другие ценности. В то же время здоровье имеет не только личный, а еще и социальный характер. Иначе говоря, не только человек должен заботиться о своем здоровье, но и общество обязано принимать все необходимые меры, содействующие сохранению и улучшению здоровья его членов, препятствовать посягательству кого бы то ни было на здоровье граждан. Особенностью данного права является также то обстоятельство, что оно принадлежит человеку еще до его рождения, т.е. на стадии эмбрионального развития.

Закрепление права на охрану здоровья и медицинскую помощь в Конституции РФ означает, что государство принимает на себя обязанность осуществлять целый комплекс мер, направленных на устранение в максимально возможной степени причин ухудшения здоровья населения, предотвращение эпидемических, эндемических и других заболеваний, а также на создание условий, при которых каждый человек может воспользоваться любыми не запрещенными методами лечения и оздоровительными мерами для обеспечения наивысшего достижимого уровня здоровья.

В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры но развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию (ч. 2 ст. 41 Конституции РФ).

Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом (ч. 3 ст. 41 Конституции РФ).

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Данному праву гражданина корреспондируют обязанности государства и других субъектов правоотношений по поддержанию окружающей среды в благоприятном состоянии, а также проведению различных мероприятий по устранению отрицательных воздействий неблагоприятной среды на человека.

Согласно Федеральному закону от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ “Об охране окружающей среды” благоприятная окружающая среда – это окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов.

Вред, причиненный здоровью и имуществу граждан негативным воздействием окружающей среды в результате хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц, подлежит возмещению в полном объеме. Определение объема и размера возмещения вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется в соответствии с законодательством.

К виду социальных прав, способствующих достижению социального партнерства в обществе, относится право создавать профессиональные союзы, иные общественные объединения для защиты социальных и экономических интересов (ст. 13, 30 Конституции РФ).

Согласно ст. 19 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ “Об общественных объединениях” учредителями, членами и участниками общественных объединений могут быть граждане, достигшие 18 лет, и юридические лица – общественные объединения, если иное не установлено данным Федеральным законом, а также законами об отдельных видах общественных объединений.

Иностранные граждане и лица без гражданства наравне с гражданами Российской Федерации могут быть учредителями, членами и участниками общественных объединений, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами РФ.

Каждый, согласно ч. 1 ст. 30 Конституции РФ, имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Граждане Российской Федерации, проживающие вне ее территории, могут состоять в российских профсоюзах. Иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, могут состоять в российских профсоюзах, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами РФ.

Профсоюзы имеют право создавать свои объединения (ассоциации) по отраслевому, территориальному или иному учитывающему профессиональную специфику признаку – общероссийские, межрегиональные и территориальные объединения (ассоциации) организаций профсоюзов. Профсоюзы, их объединения (ассоциации) имеют право сотрудничать с профсоюзами других государств, вступать в международные профсоюзные и другие объединения и организации, заключать с ними договоры и соглашения.

3. Правовое обеспечение социальной защиты граждан пожилого возраста и инвалидов

Создание демократического общества в России предусматривает действенную политику в отношении пожилых. Одной из ее составных частей стала разработка российским правительством основных направлений социальной политики РФ по социальной защите пожилых.

Основы правового регулирования деятельности органов государственной власти и местного самоуправления в РФ по решению социальных проблем пожилого населения составляет Конституция Российской Федерации, которая была принята 12 декабря 1993 г. и всенародно провозгласила социальные права граждан на “социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности…”, “государственные пенсии и социальные пособия”. В соответствии с положениями Конституции, Государственная Дума РФ приняла целый ряд социальных Законов Российской Федерации, а соответствующие министерства и ведомства разработали условия и порядок их практического и эффективного применения.

Законодательную и правовую основу социальной работы с пожилыми составляют: федеральные законы РФ “Об основах социального обслуживания граждан в РФ” (декабрь 2013 г.), “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации” (ноябрь 1995 г.), “О ветеранах” (январь 1995г.), “О государственной социальной помощи” (июль 1999 г.), “О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации” (август 2004 г.).

Большое значение для решения проблем пожилых имеют указы и постановления Правительства РФ “О федеральном перечне гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания” (ноябрь 1995 г.), “О предоставлении бесплатного социального обслуживания и платных социальных услуг государственными социальными службами” (июнь 1996 г.), “О порядке и условиях оплаты социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания” (апрель 1996 г.), “О мерах по обеспечению санаторно-курортным лечением участников Великой Отечественной войны” (февраль 1996 г.), а также ряд дополнений и изменений к данным законодательным актом.

Например, ФЗ РФ “О внесении дополнений в статью 106 закона РФ “О государственных пенсиях в РФ” (декабрь 1999 г.), “О внесении изменений и дополнений в ФЗ “О ветеранах” (ноябрь 1999 г.) и др.

В документах определены структура социальной защиты, ее цели и задачи, сформулирована программа социальной защиты пожилых граждан. В идеале все усилия должны быть направлены на улучшение жизни пожилых, их социальное обслуживание, усиление мер дополнительной социальной поддержки, помощи в достижении долголетия, обеспечение спокойной старости.

Основной свод понятий, норм, правил и процедур, определяющих статус пожилых граждан, их права, взаимоотношения с обществом, государством, различными организациями в “Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации“, устанавливающий основы правового регулирования в области социального обслуживания населения. В нем даны основные понятия, раскрывающие сущность отрасли социального обслуживания. Оно определяется как деятельность социальных служб по социальном обслуживании, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. В документе определены основные принципы социальной помощи: адресность, конфиденциальность, профилактическая направленность.

Федеральный Закон “О ветеранах” устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в РФ, в целях создания условий обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе.

4. Правовое обеспечение социальной защиты семьи и детей

Общепризнанно, что семья – это естественная, фундаментальная и основная ячейка общества. Семья – это система, наиболее приспособленная для того, чтобы влиять как на индивида, обеспечивая его потребности, так и на общество в целом, приумножая его богатство. От статуса семьи в значительной степени зависит социальное развитие общества, поэтому семья имеет право на защиту со стороны государства, а материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь (ст. 16, 25 Всеобщей декларации прав человека).

Право семьи на защиту со стороны государства признано во всем цивилизованном мире. Все государства, исходя из национальных условий и в пределах своих возможностей, разрабатывают необходимые меры по оказанию помощи родителям и другим гражданам, воспитывающих детей, в осуществлении этого права, а в случае необходимости, оказывают им материальную помощь и разрабатывают программы (п. 3 ст. 27 Конвенции о правах ребенка). При этом, система защиты семьи призвана как гарантировать семье соответствующий уровень материального обеспечения, так и способствовать созданию реальных условий для того, чтобы семья, в условиях формирующегося рынка труда, стала субъектом экономической деятельности.

Однако, начало XXI века ознаменовалось падением жизненного уровня значительной массы населения России, объективной реальностью стало обострение социальных проблем, что привело к увеличению числа граждан, нуждающихся в помощи. В наиболее тяжелом положении оказались, прежде всего, семьи. Возросло число малообеспеченных и бедных семей, в которых дети не имеют возможности полноценного развития. Сложилась парадоксальная ситуация, когда два работающих родителя далеко не всегда могут обеспечить семье с двумя и более детьми нормальные условия жизнедеятельности. Кризис проявился также в росте числа разводов, особенно среди молодых семей, увеличении доли одиноких матерей, в том числе юных. Как результат – высокий уровень социального сиротства и безнадзорности, рост числа детей сирот; детей, оставшихся без попечения родителей; детей-инвалидов. К экономическим проблемам семьи в современной России прибавляются проблемы, связанные с ослабления семьи как социального института. Традиционные роли, при которых женщина воспитывала детей, вела хозяйство, а муж экономически обеспечивал семью, заменились ролевыми, при которых женщина стала играть равную или выше роль с мужчиной. Это изменило характер функционирования семьи и повлекло за собой неоднозначные последствия: с одной стороны, это способствовало утверждению равенства женщин и мужчин, с другой стороны усугубило конфликтные ситуации, снизило рождаемость.

Семья обеспечивает общество трудовыми ресурсами, без которых государство как социальная система не может функционировать, поэтому общество заинтересовано в том, чтобы семья свои основные функции: воспроизводства и социализации новых поколений, выполняла эффективно.

Право семьи на социальную защиту в Российской Федерации, в первую очередь, гарантирует Конституция РФ, что соответствует требованиям международно-правовых актов по правам человека. Так, в ч. 2 ст. 7 Конституции РФ сказано, что в Российской Федерации… «обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства». В ч. 1 ст. 38 Конституции РФ закреплена общая норма о том, что «материнство и детство, семья находятся под защитой государства».

В целом, система правовой социальной защиты семьи в РФ складывается из законов и нормативно-правовых документов, как на федеральном уровне и действующих на всей ее территории, так и на уровне отдельного субъекта федерации, города или района. В нашей стране большинство правовых норм в области защиты семьи связано с вопросами рождения и воспитания детей, и социальная направленность государства, в основном, адресована семье с детьми. Развернутую систему материальных социальных гарантий семье, связанную с материнством и детством, предусматривает федеральное законодательство, которые готовятся и реализуются усилиями разных министерств и ведомств (например, образования; труда и социального развития; здравоохранения; внутренних дел РФ; экономического блока).

Так, в рамках социальной защиты семьи и детства функционируют следующие законы: «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», «Об утверждении Порядка назначения и выплаты ежемесячных компенсационных выплат отдельным категориям граждан», «О дополнительных мерах по социальной защите беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, уволенных в связи с ликвидацией организаций», «Порядок и условия назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей» и многие др.

Трудовое законодательство РФ также имеет правовую основу, направленную на защиту семьи, и в первую очередь закрепляет за работающей женщиной, имеющих детей особый статус, выделяя специальные правила по охране их трудовых прав и создавая благоприятные условия труда, например:

– запрещение труда женщин на тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда, а также на подземных работах;

– ограничение труда женщин на работах в ночное время, запрещении сверхурочных работ;

– запрещение направления в командировку беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет;

– введении дополнительно оплачиваемых перерывов для кормления ребенка и т.д.;

– установление предельных допустимых нагрузок при подъеме и перемещении тяжестей вручную и др.

Охрана семьи осуществляется и другими отраслями. Так, важнейшим индикатором социально-экономической ситуации в стране является здоровье матери и ребенка, и его охрана – одна из приоритетных задач общества и государства. Это предполагает создание и эффективное функционирование специальной сети медицинских учреждений. Охране здоровья матери и ребенка посвящена гл. 6 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», например, ст. 52 названной главы предусматривается, что материнство в Российской Федерации охраняется и поощряется государством.

Детально защищает многочисленные права семьи Семейный кодекс Российской Федерации. Так, родители обладают равными правами и равными обязанностями по воспитанию детей, обеспечиванию их здоровья, обучения и материального положения. Расторжение брака родителей либо их проживание раздельно, не оказывает влияния на объем родительских прав. Все проблемы в воспитании ребенка, неважно в браке или после его расторжения, разрешаются родителями совместно. Отдельно живущий родитель вправе (и обязан) принимать участие в воспитании ребенка, другой же родитель не имеет права чинить препятствия. Кроме того, родительские права не коим образом могут осуществляться в противоречии с интересами ребенка. Родители, которые не выполняют своих родительских обязанностей, не могут рассчитывать на защиту их прав, но при этом, могут по суду быть в них ограничены либо, в случае злостного нарушения прав ребенка, лишены родительских прав полностью.

Богатый арсенал правовых способов защиты семьи содержится в праве социального обеспечения. К их числу в частности, относятся: пенсии на детей по случаю потери кормильца; содержание детей дошкольного возраста в ДДУ бесплатно либо на льготной основе; бесплатная лекарственная помощь детям младшего возраста; разнообразные дополнительные меры социальной помощи социальных услуг многодетным семьям, семьям с детьми.

В настоящее время в России, основой социальной защиты семьи является семейная политика, закрепленная в «Концепции государственной семейной политики в РФ на период до 2025 года», которая включает системный комплекс деятельности государства, направленный на поддержку, укрепление и защиту семьи как фундаментальной основы российского общества, сохранение традиционных семейных ценностей, повышение роли семьи в жизни общества, повышение авторитета родительства в семье и обществе, профилактику и преодоление семейного неблагополучия, улучшение условий и повышение качества жизни каждой семье.

Меры, которые предусматривает Концепция, разработаны во взаимосвязи с общественно-значимыми функциями семьи: рождением, воспитанием, содержанием и социализацией детей; сохранением физического, психологического и эмоционального здоровья ее членов, а также духовным развитием всех членов семьи, сохранением и укреплением традиционных семейных ценностей. Эти меры распространяются на все семьи, вне зависимости от состава, экономического положения и социального статуса.

При этом Концепция предусматривает активное участие самих семей в реализации семейной политики в партнерстве с властью, бизнесом и общественностью. При разработке ключевых направлений Концепции государственной семейной политики учитывалось, что реализовывать какие-либо цели семейной политики без координации их с другими направлениями невозможно, поскольку все функции реализуемые семьей, осуществляются под воздействием демографической, экономической и социальной политики. Как и устойчивое семейное благополучие зависит от доходов семьи, жилищных условий, доступности и качества образовательных, медицинских услуг, физического и нравственного здоровья и многих других факторов. Поэтому, государственная семейная политика формируется и реализуется как много субъектная деятельность с участием федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов, органов местного самоуправления, работодателей, некоммерческих организаций, общественных объединений, политических партий и профессиональных союзов, средств массовой информации, а также граждан.

Ключевыми задачами государственной семейной политики является:

– развитие экономической самостоятельности семьи, создание условий для самостоятельного решения ею своей социальной функции;

– развитие эффективной системы государственной поддержки семьи при рождении и воспитании детей;

– создание механизма поддержки семьи, нуждающейся в улучшении жилищных условий;

– развитие жизнеохранительной функции семьи, создавая условия для обеспечения здоровья всех членов семьи;

– повышение ценностей семейного образа жизни, сохранения духовных и нравственных традиций в семейных отношениях и семейном воспитании;

– содействие в реализации воспитательного, культурного и образовательного потенциала семьи;

– обеспечение социальной защиты семей с детьми, которые нуждаются в особой заботе государства;

– профилактика семейного неблагополучия, детской безнадзорности и беспризорности;

– повышение эффективности системы социальной защиты семьи с несовершеннолетними детьми, вовлеченными в сферу гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Практическая реализация семейной политики обеспечивается органами государственной власти субъектов РФ на основе социального и экономического потенциалов регионов, и включает:

-развитие программно-целевого подхода к разработке и осуществлению семейной политики с учетом обще региональных интересов;

-повышение роли органов местного самоуправления и общественных объединений в развитии системы помощи семье;

-разработка в рамках законодательства субъектов РФ нормативной и правовой базы семейной политики;

-разработка мер, направленных на развитие кадрового потенциала в сфере помощи семье и детям, организация переподготовки и повышения квалификации, методической поддержки специалистов на основе современных подходов;

-обеспечение экспертной и консультационной помощи органам власти субъектов РФ, органам местного самоуправления, а также организациям, осуществляющим деятельность в сфере защиты семьи и детей;

-привлечение внебюджетных источников финансирования региональной и муниципальной семейной политики;

-разработка поэтапного плана реализации государственной семейной политики, которая включает определение комплекса направлений, практических мери и механизмов ее реализации.

В результате реализации мероприятий Концепции предполагается:

-создание условий для снижения количества малоимущих семей с несовершеннолетними детьми;

-повышение доступности дошкольного образования, в частности для детей до трех лет;

-повышение профилактической направленности и адресности предоставления социальных услуг;

-снижение, в результате профилактических мер, количества детей, родители которых лишены родительских прав либо ограничены в родительских правах, а также количество детей, имеющих родителей, но постоянно проживающие в учреждениях для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

-создание условий для развития форм устройства детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в российские семьи в случаях, если нет возможности возвращения их к кровным родителям;

-создание условий для воспитания детей в организациях для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приближенные к семейным;

-организация дополнительного образования детей, семейного отдыха, оздоровления и досуга.

5. Правовое обеспечение социальной защиты безработных

Безработица – социально-экономическое явление, предполагающее отсутствие работы у людей, составляющих экономически активное население и возникающее вследствие нарушения равновесия между спросом и предложением труда.

К безработным можно отнести не только уволенных по различным причинам, но и лиц, добровольно оставивших работу и предпринимающих попытку найти новую. По своей структуре безработица имеет четыре основные категории рабочей силы: потерявшие работу в результате увольнения; добровольно оставившие работу; пришедшие на рынок труда после перерыва; впервые пришедшие на рынок труда.

Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 09.03.2016, с изм. от 11.10.2016) “О занятости населения в Российской Федерации устанавливает порядок и условия признания граждан безработными и гласит, что безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

Также в законе прописан исчерпывающий список граждан, которые не могут быть признаны безработными, это граждане:

· не достигшие 16-летнего возраста;

· которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначена трудовая пенсия по старости (часть трудовой пенсии по старости), в том числе досрочно, либо другие виды пенсий, предусмотренные указанным Законом, либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению;

· отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие профессии (специальности) – в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера. Гражданину не может быть предложена одна и та же работа (профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации по одной и той же профессии, специальности) дважды;

· не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных;

· осужденные по решению суда к исправительным работам, а также к наказанию в виде лишения свободы;

· представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными;

· занятые граждане.

 Виды безработицы

Добровольная — связана с нежеланием людей работать, например, в условиях понижения заработной платы.

Вынужденная (безработица ожидания) — возникает, когда работник может и хочет работать при данном уровне заработной платы, но не может найти работу. Причиной является нарушение равновесия на рынке труда из-за негибкости заработной платы (вследствие законов о минимуме заработной платы, работы профсоюзов, поднятие заработной платы для улучшения качества труда и т. п.). Когда реальная зарплата находится выше уровня, соответствующего равновесию спроса и предложения, предложение на рынке труда превышает спрос на него. Количество претендентов на ограниченное число рабочих мест увеличивается, а вероятность реального трудоустройства уменьшается, что повышает уровень безработицы.

Разновидности вынужденной безработицы:

· циклическая — вызывается повторяющимися спадами производства в стране или регионе. Представляет собой разницу между уровнем безработицы в текущий момент экономического цикла и естественным уровнем безработицы. Для разных стран естественным признаётся разный уровень безработицы.

· сезонная — зависит от колебаний в уровне экономической активности в течение года, характерных для некоторых отраслей экономики.

· технологическая — безработица, связанная с механизацией и автоматизацией производства, в результате которой часть рабочей силы становится излишней либо нуждается в более высоком уровне квалификации.

· зарегистрированная — незанятое население, занимающееся поиском работы и официально взятое на учёт.

· маргинальная — безработица слабо защищённых слоёв населения (молодёжи, женщин, инвалидов) и социальных низов.

· неустойчивая — вызывается временными причинами (например, при добровольной смене работниками мест работы или увольнении в сезонных отраслях промышленности).

· структурная — обусловлена изменениями в структуре спроса на труд, когда образуется структурное несовпадение между квалификацией безработных и требованием свободных рабочих мест. Структурная безработица обуславливается масштабной перестройкой экономики, изменениями в структуре спроса на потребительские товары и в технологии производства, ликвидацией устаревших отраслей и профессий, причём существует 2 типа структурной безработицы: стимулирующая и деструктивная.

· институциональная — безработица, возникающая в случае вмешательства государства или профсоюзов в установление размеров ставок заработной платы, отличных от тех, которые могли бы сформироваться в естественном рыночном хозяйстве.

· фрикционная — время добровольного поиска работником нового места работы, которое устраивает его в большей степени, нежели прежнее рабочее место.

· Скрытая:

– формально занятые, но фактически безработные лица; в результате спада производства рабочая сила используется не полностью, но и не увольняется;

– наличие лиц, желающих работать, но не зарегистрированных в качестве безработных. Отчасти скрытая безработица представлена людьми, переставшими искать работу.

Правовое регулирование занятости населения в РФ и защиты его от безработицы осуществляется с помощью следующих нормативно-правовых актов:

– Конституция РФ. Ст.37 Конституции России закрепляет право граждан на защиту от безработицы.

– Международно-правовыми актами в сфере занятости (межгосударственные, межправительственные договоры, соглашения, конвенции МОТ №159, не ратифицирована конвенция 1996 г. №178).

– Трудовым кодексом.

– Другими федеральными законами, которые предусматривают льготы для отдельных категорий граждан.

-Федеральным законом от 19 апреля 1991 г. «О занятости населения в РФ».

– Законами субъектов РФ.

– Указами президента, которые предусматривают льготы для отдельных категорий граждан.

– Приказ Минздравсоцразвития (от 29 июля 2005 г. № 485), который утвердил положение о порядке финансирования мероприятий по содействию занятности населения и социальной поддержке безработных граждан.

– Региональные акты.

– Коллективные договора и соглашения.

Таким образом, можно сказать, что на сегодняшний день в Российской Федерации создана емкая нормативно-правовая база защиты населения от безработицы, включающая международные, федеральные и региональные правовые акты. Особую роль в защите населения от безработицы и содействии занятости в РФ играет государственная служба занятости.

Схематично принципы правового регулирования отношений по социальной защите от безработицы выглядит так:

Государственная служба занятости включает:

1. Федеральную службу по труду и занятости.

2. Органы исполнительной власти субъектов РФ, которым переданы полномочия в сфере занятости (в соотв. с законом «О занятости населения в РФ»).

3. Государственные учреждения службы занятости (районные центры занятости).

Государственная служба занятости выполняет следующие функции:

– анализирует и прогнозирует состояние рынка труда;

– разрабатывает и реализует программы содействию занятости населения;

– содействует гражданам в поисках подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников;

– оказывает социальную и психологическую поддержку безработных граждан;

– осуществляет контроль за соблюдением законодательства в сфере занятости4.

В службу занятости могут обращаться все граждане (занятые, и инвалиды, пенсионеры, незанятые). Служба занятости оказывает услуги бесплатно, ее деятельность финансируется за счет государственного бюджета. Обращение гражданина в службу занятости порождает особые правоотношения, по которым гражданин вправе требовать предоставления подходящей работы, а при отсутствии оной – постановки на учет, направления на профессиональное обучение и выплаты пособия по безработице. Служба занятости выступает посредником между субъектами будущих трудовых или ученических правоотношений. Ее направление на работу или профессиональное обучение носит рекомендательный характер для граждан, и, как правило, для работодателей.

Регистрация безработных осуществляется органами службы занятости в следующей последовательности:

1. Первичная регистрация без документов с целью учета.

2. Регистрация в целях поиска подходящей работы. Для нее необходимы следующие документы:

· паспорт;

· документ, подтверждающий трудовой стаж;

· справка о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы;

· документы о профессиональной квалификации;

· инвалиды представляют индивидуальную программу реабилитации. Граждане, имеющие ограничения в трудовой деятельности по состоянию здоровья предоставляют соответствующие справки.

3. Регистрация граждан в качестве безработного (необходимы те же документы).

4. Перерегистрация безработных осуществляется в сроки, устанавливаемые службой занятости, но не реже 2 раз в месяц. При перерегистрации необходимо предъявить те же документы.

При снятии с учета служба занятости дает гражданину справку о сроке, в течении которого он числился безработным. При некоторых условиях (ст. 110, 113 закона «О трудовых пенсиях») он включается в трудовой стаж.

Обязанности безработного сводятся к следующему:

1. соблюдать условия регистрации и перерегистрации;

2. являться на регистрацию и перерегистрацию в трезвом состоянии;

3. являться на переговоры с работодателем в течении 3 дней с момента получения направления от службы занятости;

4. представлять достоверные сведения и документы;

5. информировать службу занятости о своем трудоустройстве;

6. активно содействовать в трудоустройстве (самостоятельно искать работу, не отказываться от предложений);

7. добросовестно учиться по направлению службы занятости5.

Невыполнение этих условий влечет ответственность: уголовную (за мошенничество), гражданско-правовую. Кроме того, это влечет приостановление выплаты пособия на срок до 3 месяцев, снижение его размеров на 25 % на срок до 1 месяца и лишения статуса безработного.

Отказ в регистрации не лишает гражданина права на повторное обращение в службу занятости через месяц со дня отказа.

Таким образом, социально-правовая защита безработных граждан в РФ основывается на емкой нормативно-правовой базе, которая включает международные, федеральные и региональные нормативно-правовые акты. Основополагающим нормативным актом, в котором регламентируется социально-правовая защита безработных граждан, является Закон РФ от 19 апреля 1991 г. «О занятости населения в Российской Федерации». Указанный нормативный правовой акт является комплексным, содержит нормы не только трудового права, но и административного и иных отраслей. Закон «О занятости населения в Российской Федерации» призван определить систему мер, способов и средств осуществления государством политики на рынке труда, имеющей целью содействие осуществлению гражданами права на полную, продуктивную и свободно избранную занятость. Особая роль в социальной защите безработных и содействию занятости принадлежит Федеральной службе по труду и занятости, которая ведет учет безработных граждан, способствует их трудоустройству и оказывает социальную и психологическую поддержку.