8(8422) 42-02-08, 8(8422) 42-02-01

redcrossyl@yandex.ru

Ульяновск, ул. Гагарина, 1

СБ и ВС выходные дни

Пн-пт 09:00-18:00

обед 13:00-14:00

Лекция №1.2. Цифровые технологии обучения

В современном мире происходят значительные изменения в стандартах качества, субъектах и формах оказания социальных услуг, вызванных, с одной стороны, активным развитием механизмов государственно-частного партнерства, с другой – «цифровой трансформацией» государственного управления и основных отраслей социальной сферы. «Цифровизация» общественной жизни: развитие цифровой экономики и ее новых инструментов (онлайн-платформ, цифровых коммуникаций) быстро меняет привычные отношения между государством и «социальным клиентом». При этом наряду с возможностями создания «нового качества жизни» посредством современных цифровых технологий сохраняются и определенные проблемы и риски, связанные с ответственностью негосударственных субъектов (частных компаний, некоммерческих организаций) за качество исполнения социальных услуг.

Технология в переводе с греческого — это «учение о мастерстве». Специфика социальной работы как учебной дисциплины требует особых образовательных технологий для обеспечения высокого качества обучения. Поэтому педагогические технологии – это область педагогического творчества, направленного на достижение целей обучения за счет рационального конструирования учебного процесса.

Подготовка социальных работников предполагает ориентацию на педагогику поддержки, где обучающиеся и преподаватели являются равноправными субъектами образовательного процесса.

Главной задачей педагогической деятельности в этом случае является поддержка учащихся в процессе их профессионального становления и самоопределения в конкретной области социальной деятельности.

Социальная работа как профессиональная деятельность требует от специалистов не только умений компетентно решать социальные проблемы, но и высокого уровня психологической готовности к социальной деятельности. Для осуществления социальной работы специалисту необходимо владеть целым комплексом специфических умений (эмпатических, коммуникативных, обобщающих), которыми можно овладеть только в процессе индивидуально-профессионального становления. Содержание социальной работы как многоплановой социальной деятельности может варьироваться в зависимости от целого ряда факторов, включая тип социального учреждения, контингент клиентов и их проблемы. Воссоздание в процессе обучения «этой живой социальной деятельности» требует отличных от традиционных методов технологий обучения.

Традиционные педагогические технологии, имеющие жесткие формы организации учебного процесса, не создают условий для личностного и профессионального становления будущих специалистов. Необходимость индивидуализации процесса подготовки социальных работников повышает значение технологий педагогической коммуникации. Преподаватель организует, управляет, руководит процессом обучения и общения, переориентируя его на форму диалогического взаимодействия, стараясь увидеть ситуацию «глазами студентов» (Ж.Пиаже).

В развитии общественной инфраструктуры и социальных услуг традиционно основной вектор задает государство. Вместе с тем ресурсы и компетенции частного сектора и некоммерческих и общественных организаций становятся все более востребованными.

В европейских странах, в частности в Великобритании, созданы значительные возможности для привлечения коммерческих организаций к оказанию социальных услуг на основе механизма государственно-частного партнерства (ГЧП). Правительство расширило сферу партнерства, запустив программу реализации концессионных и контрактных проектов с участием частного бизнеса в сфере предоставления социальных услуг. В системе образования, здравоохранения и социального обслуживания на основе долгосрочных контрактов местные органы власти оплачивают частному сектору стоимость социальных услуг, оказанных им населению, в течение всего срока контракта (как правило, 15-30 лет). Платежи производятся ежегодно при соответствии оказанной социальной услуги принятым в стране стандартам в данной области. Ответственность за предоставление населению основных социально значимых услуг несут муниципалитеты. Используя практику Великобритании, сходная система привлечения коммерческих компаний к оказанию социальных услуг на основе ГЧП развивается в Германии. Как отмечается исследователями, в таких странах, как Великобритания, Ирландия, США, Австралия, «большее количество услуг социального характера предоставляется частным бизнесом под государственным надзором. В этих странах ГЧП бурно развивается, поскольку граждане приветствуют возможность выбора провайдера и качества социальных услуг в зависимости от их стоимости. Сегодня около 80 % общего рынка ГЧП за рубежом составляют проекты в сфере образования, медицины, социального обслуживания и смежных секторах».

В России также постепенно значительная часть социальных услуг, традиционно оказываемых государством, передается коммерческим компаниям и индивидуальным предпринимателям (посредством различных форм государственных контрактов или на основе государственно-частного и муниципально-частного партнерства). С одной стороны, этому способствует политика бюджетной экономии, с другой – формируется установка на повышение качества социальных услуг посредством внедрения инноваций и привлечения компетенций бизнеса и частной инициативы. В ключевых отраслях социальной сферы (образования, спорта, культуры и социальной защиты) регионы начинают формировать госзаказ, заключают договоры государственно-частного партнерства и концессионные соглашения.

Вместе с тем растет роль и участие в оказании социальных услуг, особенно социально незащищенным группам населения, со стороны третьего сектора и некоммерческих организаций – «поставщиков социальных услуг». Данное понятие впервые было закреплено в Федеральном законе N 442-ФЗ “Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации”. После вступления закона в силу с 1 января 2015 года в качестве субъектов, оказывающих социальные услуги и осуществляющих социальное обслуживание, утверждены негосударственные (коммерческие и некоммерческие) организации социального обслуживания, в том числе социально ориентированные некоммерческие организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие социальное обслуживание.

В последние несколько лет в России происходит «цифровизация» всех сфер экономики и общественной жизни – причем если ранее тренд шел от общества и корпоративного сектора, то с 2017 г. принята новая государственная политика уровне в форме госпрограммы «Цифровая экономика Российской Федерации». Значительное место в ней отводится созданию «цифровых платформ» в основных направлениях социально-экономической жизни в России.

В ближайшем будущем развитие цифровых технологий (информационно-сервисных «цифровых платформ») станет возможным в том числе на основе механизмов государственно-частного партнерства. В 2017 г. в Госдуму внесен законопроект с поправками в законы о ГЧП и о концессионных соглашения создавать и поддерживать «государственные информационные системы» (IT-системы) по модели концессии и государственно-частного партнерства. Как сообщается в пояснительной записке к законопроекту, механизмы ГЧП позволят обеспечить информатизацию практически всех социально значимых сфер. Еще одним фактором «цифровизации» социальных услуг становится развитие телекоммуникационного рынка и инициативы ведущих государственных и частных компаний, заинтересованных в создании новых рынков и услуг. Так, ПАО «Ростелеком» выступает комплексным интегратором различных цифровых услуг, объединяя их в рамках концепции «умного города»: например, «умное» здравоохранение предполагает внедрение телемедицины, эффективной системы оказания электронных услуг – от «электронной регистратуры» до получения результатов анализов онлайн, умная система ЖКХ предполагает контроль и учет данных и предоставление информации их пользователям, умная «доступная среда» создается на основе геоинформационных систем. С этой целью в октябре 2017 г. Минкомсвязи ПАО «Росатом», ПАО «Ростелеком», Университет ИТМО и МГУ им. М.В. Ломоносова подписали Меморандум о создании Национального консорциума развития и внедрения цифровых технологий в сфере городского управления. В документе отмечается, что «одна из ключевых задач консорциума – создание и реализация концепции «Умные города России», которая будет предполагать конкретные меры и целевые показатели по цифровизации отраслей городского хозяйства».

В интересах цифровой трансформации и повышения качества социальных услуг в сфере социальной защиты для России может быть интересным опыт Республики Казахстан. В 2017 года Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан на первом Форуме социальных работников представило стратегию цифровизации социальной сферы. В целях информатизации отрасли планируется развитие Единой информационной системы социально-трудовой сферы, предусматривающее разработку направлений «Индивидуальные электронные карты получателей услуг», «Планирование», «Поставщики услуг», «Контрактирование», «Кадры» и «Мониторинг». Планируется интеграция единой информационной системы социального обслуживания с информационными системами, поддерживающими эталонные базы, а также с информационными системами центральных и местных государственных органов.

Как отмечают многие исследователи, «современные информационные технологии предоставляют неограниченные возможности для свободной социализации и адаптации всех социальных групп. Например, с целью трудовой адаптации в перспективе социальные службы могут устанавливать компьютеры на дому инвалидам, женщинам с малолетними детьми, пенсионерам. Ограниченным в передвижении инвалидам можно обеспечить полноценное общение с помощью установки компьютеров с выходом в Интернет; в определенных случаях это потребует разработки специфических устройств ввода и вывода компьютерной информации».

В России предпринимаются попытки создания удобных сервисных систем для использования в системе социального обслуживания. Пенсионный фонд России запустил две большие информационные системы, одна из которых построена на зарубежном решении, другая – федеральный реестр инвалидов – на российском. Федеральный фонд социального страхования разработал концепцию и пилотную версию «социального навигатора», мобильного приложения для «социального клиента», позволяющего вести общение и получать ряд услуг Фонда дистанционно.

Основные плюсы цифровизации.

Современные технологии развиваются с огромной скоростью. Многие сферы деятельности переходят на цифровые системы: больницы, заведения общественного питания, обучающие учреждения. Эксперты все чаще говорят о переходе школьной программы на электронный формат. Когда эта задумка воплотиться в жизнь, изменится не только система образование, но и ее смысл и предназначение.

Современная формулировка школьного обучения в корне отличается от старой. Цифровизация образования — именно так называется процесс перехода на электронную систему.

Современные цифровые технологии дают новые инструменты для развития университетов и других образовательных учреждений во всем мире. Цифровизация обеспечивает возможности для обмена накопленным опытом и знаниями, что позволяет людям узнать больше и принимать более обоснованные решения в своей повседневной жизни.

Среди интересных цифровых инноваций следует отметить быструю адаптацию онлайн-обучения, которое выражается в виде развития смешанных форм обучения (blended learning) и в активном развитии онлайн-курсов MOOC (Massive on-line open course). Динамика развития онлайн-обучения демонстрируется, в частности, ростом доступных онлайн-курсов, количество которых ежегодно удваивалось в последнее время. Сейчас предлагается более 4200 курсов от более чем 500 университетов.

Дополнительные направления применения цифровых технологий в образовании — развитие цифровых библиотек и цифровых кампусов университетов, которые уже внедрены многими университетами в Америке, Европе, России.

Благодаря цифровизации сегодня каждый может получить доступ к информации, которая ранее была доступна только для экспертов и ученых. Мир образования и науки стал глобальным, сейчас практически невозможно найти студента, преподавателя или ученого, который бы не побывал в зарубежных университетах в рамках программ академической мобильности. В ходе беспрецедентных изменений многие университеты пытаются адаптироваться и найти свое место на глобальной научно-образовательной карте, сохранив при этом свои уникальные качества и конкурентные преимущества.

Вопросы, которые сейчас стоят перед университетами, сводятся к выбору стратегии дальнейшего развития и выбора направления, на котором планируется сфокусироваться. Очевидно, что уже сейчас следует разрабатывать программу цифровой трансформации для перехода к конкурентной в будущем образовательной и научно-исследовательской модели.

Плюсы цифровой системы образования

  • Приучение к самостоятельности. Так как будущая система подразумевает самостоятельную работу, ребенок с детства поймет, что он сам должен стремится к знаниям. Такое воспитание в дальнейшем сделает характер человека более твердым. Без излишней заботы педагогов ученик добьется более высоких результатов.
  • Отсутствие бумажной волокиты. Школьникам приходится носить сразу несколько учебников и тетрадок, которые занимают значительное место и много весят в сумке. Нагрузка может быть такой сильной, что у ребенка будет болеть тело. Цифровое образование избавляет человека от горы бумаг и книг. В компьютере вместятся все учебники и пособия, а планшет заменит рабочие тетради.
  • Экономия. Так как цифровизация избавляет от бумажных версий, родителям не придется тратить деньги на тетради, учебники, ручки и прочую канцелярию. Тем более, школьные принадлежности очень дорогие. Электронные версии необходимо будет заменять на новые только в случае поломки старой техники.
  • Упрощение работы педагогов. Профессия учителя считается одной из самых сложных. На воспитание юных умов тратится много энергии и нервов. В цифровой системе работа учителя подразумевает лишь помощь. Педагог задает направление, по которому развиваются ученики. Школьники обращаются к нему лишь в спорных ситуациях.
  • Шаг в будущее. Переход к цифровому образованию — это значимый этап к созданию Интернет-технологий. Сейчас наука развивается с большой скоростью, каждый день появляются новые структуры. Цифровизация обучения поможет школьникам лучше ориентироваться в информационном мире в будущем.

Эффективность процесса информатизации непосредственно зависит от эффективности процессов создания и использования электронного информационного ресурса.

На региональном уровне по мере преодоления информационного неравенства также начинаются формироваться инициативы по цифровой трансформации оказания социальных услуг. Например, в 2018 году в Ханты-Мансийском автономном округе начинается реализация пилотного проекта социальных инноваций в сфере социального обслуживания, предполагающего создание единой региональной информационной системы «Портал социальных услуг» для поставщиков и получателей социальных услуг (социальное такси, обеспечение ухода за детьми и тяжело больными гражданами).

В Москве разработан и тестируется в ряде государственно-бюджетных учреждений Москвы проект «социальный помощник», который предполагает использование социальными работниками в процессе обслуживания «социальных клиентов» на дому специальной цифровой платформы и мобильного приложения. С помощью приложения возможно будет сформировать заказ на продукты питания и иные необходимые товары с доставкой на дом, что повышает эффективность социального обслуживания.

На заседании Наблюдательного совета АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» под председательством Президента РФ 14 января 2016 года был одобрен проект по созданию информационной системы для людей с ограниченными возможностями здоровья «Новое качество жизни» (НКЖ) в рамках государственно-частного партнерства, за счет привлечения внебюджетных средств. Целью проекта является создание единой информационно-сервисной платформы, которая призвана выполнять функцию информационного сопровождения социальных гарантий для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Информационный портал агрегирует все виды социальных услуг и реабилитационных мер для людей с ограниченными возможностями здоровья и начинает работать как единое информационное окно по вопросам содействия в удовлетворении их потребностей. Платформа агрегирует НКО, оказывающие социальные услуги для инвалидов, а также компании, заинтересованные в том, чтобы поддержать инвалидов.

Таким образом, можно прогнозировать, что в ближайшие годы процесс «цифровизации» социальных услуг в России продолжит развиваться в направлении расширения количества отраслей и географии внедрения новых технологий, соответственно будет расти количество цифровых платформ в социальной сфере. Оценивая инициативу ПАО «Ростелеком» можно предположить, что будет происходить объединение различных социальных сервисов на базе единой цифровой платформы в рамках «цифровых» городов. Также есть хорошие перспективы использования моделей государственно-частного партнерства для создания «информационных систем» в разных отраслях общественной инфра структуры, что потребует отдельного научного изучения.

В настоящее время одной из проблем современного мира является совершенствования социальной системы. Эта проблема актуальна, поскольку без эффективного функционирования этой системы стабильность и прогресс не имеют места в социальной среде.

Применение информационных технологий в социальной сфере — это наиболее эффективный метод решения этой проблемы. Эти технологии обладают эластичностью, ликвидностью и приспосабливаемостью к воздействиям внешней среды. В ходе модернизации социальной среды информационные технологии представляют собой основной фундамент общества, так как с их помощью можно улучшить и автоматизировать процессы обработки данных информации, которые в последние годы занимают значимое место в жизненном процессе человеческого общества.

Настало такое время, когда человек без современных технологий уже не может обойтись ни дня и даже просто выйти из дома, так как в повседневной жизни люди получают большое количество информации за один день, которую записывают и носят с собой в телефонах, ноутбуках и т. п.

Информационные технологии представляют перед грядущим поколением множество перспектив, например таких как: широкое применение знаний, различных данных и материалов. Людям приходится адаптироваться в усовершенствованной социальной среде. Её потенциальность и тенденцию саморазвития в основном представляют с помощью двух факторов — это информация и научные знания.

Введению информационных технологий в образование, например в формировании общего образовательного участка, увеличивается нужда людей в коммуникации, и приобретении доступа к общим невещественным резервам, осознании и обработке немалого количества информации, этому способствуют объединенные мировые информационные системы.

Современное общество называют информационным, так как большая часть населения занимается разработкой, сохранением, обработкой, реализацией информации и знаний. Информационное общество — это высокоразвитое общество, использующее информационные технологии, с улучшенными инфраструктурами, которые способствуют производству информационных ресурсов и обеспечивают доступ к информации.

В ХХ века (середина 60-х годов) в Японии возник сам термин «информационное общество», на котором была основана работа специализированной группы по научным, техническим и экономическим анализам. Эта группа создавалась правительством страны «восходящего солнца» для того, чтобы выработать методы усовершенствования экономики в Японии. Спецгруппа, сформулировавшая и предложившая это название, истолковала, что оно даёт точное определение социума, в разнообразии которого распространяется информация высшего качества, и имеются все надлежащие средства для ее сохранения, перераспределения и реализации. Люди и организации, заинтересованные какой-либо информацией, могут требовать получения для себя сведений. Эти сведения распространяются очень легко, а главное быстро и каждый может получить их в удобной для себя форме. Пользоваться информационными услугами сейчас может каждый, так как их стоимость невысока и доступна.

Информационные технологии в социальной среде на сегодняшний день предоставляют:

1)        сбор, накопление событий и статистической информации об общественных связях и развитии, социальном составе населения, возможности социальной инфраструктуры, результативности предоставляемых мер общественной охраны, классах и слоях населения нуждающихся в особом внимании;

2)        сохранение данных в таком виде, который предоставлял бы легкое и быстрое нахождение, своевременное обновление и предъявление данных по мере надобности;

3)        сопоставление показателей действительных социальных процессов с показательными образцами общественного воспроизведения населения, учитывая скорость их преобразований;

4)        взаимодействие общегосударственных, общеотраслевых и областных составов исследований развития деятельности социальной среды; эффективное, своевременное и полное предоставление данных и информации в положенном виде управляющим различных уровней.

Роль элемента и функции информационного общества играют информационные технологии. Функция в основном направлена на хранение, оптимизацию, стабилизирование и усовершенствование системы регулирования общества новых сетей. Долгое время с помощью традиций и обычаев, культурных образцов и норм, на основе правил и предписаний передавались из поколения в поколение информация и знания. На данный момент мы предоставляем эту работу технологиям. Они ранжируют большое количество информации на всемирном, областном и местном уровнях, а также имеют огромное значение в формировании техники и её структуры, в увеличении значения прогресса и динамично охватывают огромные области социальной, политической и культурной жизни, в том числе домашний быт, развлечения и досуг.

В современном мире всю жизнедеятельность человечества невозможно представить без использования компьютерной техники. Эти технологии стали продуктивны во всех жизненных процессах человека. Человеческое общество неизбежно входит в информационную эру. Вес информационной экономики постоянно увеличивается. Особенно к значительным проблемам относится прогресс и введение новейших информационных технологий во все области общественной жизни людей.

Усовершенствование компьютерных технологий позволило человеку подойти к всемирной проблеме информатизации, связанной с интеграционными процессами, которые быстро возрастают и проникают во все сферы жизнедеятельности.

На данный момент информационные технологии группируют по нескольким показателям:

1. По способам построения компьютерной сети:

а) Локальные (несколько компьютеров связаны между собой);

б) Многоуровневые (сети разных уровней подчинены друг другу);

в) Распределенные (сети автоматизированных банков данных, например, банковские, налоговые и др. службы).

2. По виду технологии обработки информации (в программном аспекте):

а) Текстовая обработка;

б) Электронные таблицы;

в) Автоматизированные банки данных;

г) Обработка графической информации;

д) Мультимедийные системы;

е) Другие системы (экспертные, системы программирования, интегрированные пакеты).

3. По типу пользовательского интерфейса (т. е. с точки зрения возможностей доступа пользователя к информационным и вычислительным ресурсам):

а) С командным интерфейсом — пользователь подает команды компьютеру, а тот выполняет их и выдает результат пользователю. Командный интерфейс реализуется в виде пакетной технологии и технологии командной строки.

б) С WIMP-интерфейсом (Window — окно, Image — картинка, Menu — меню, Pointer — указатель) — ведение диалога с пользователем с помощью графических образов — меню, окон, других элементов. Примером информационных технологий с WIMP интерфейсом является операционная система MS Windows.

в) С SILK-интерфейсом (Speech — речь, Image — картинка, Language — язык, Knowledge — знание). Он наиболее приближен к обычной, человеческой форме общения. В рамках этого интерфейса идет «разговор» человека и компьютера. Разновидности SILK — интерфейс на основе речевой (команды подаются голосом путем произнесения специальных зарезервированных слов — команд) и биометрической технологии (для управления компьютером используется выражение лица человека, направление его взгляда, размер зрачка, рисунок радужной оболочки глаз, отпечатки пальцев и другая уникальная информация). Изображения считываются с цифровой видеокамеры, а затем с помощью специальных программ распознавания образов из этого изображения выделяются команды.

4. По области управления социально-экономическим процессом:

–          банковские;

–          налоговые;

–          финансовые;

–          страховые;

–          управления торговлей;

–          управления производством и т. д.

На сегодняшний день обнаруживается направление к соединению разных видов информационных технологий в целую компьютерно-технологическую совокупность, которой присвоили термин интегрированной системы. Значимую роль в ней играют средства телекоммуникации, которые обеспечивают не только чрезмерно обширный технологический потенциал автоматизирования административной деятельности, но и являются фундаментом основания самых различных общесетевых разновидностей информационных технологий.

Телекоммуникационные технологии обеспечивают электродистанционное предоставление информации на базисных сетях и новейших технических методах коммуникации.

Важную тенденцию в их прогрессе составляют: процессы соединения местных, региональных и всемирных компьютерных сетей. Эти процессы оказывают значительное влияние на объёмы экономического развития, деятельность организаций и фирм. Это объединение происходит благодаря распространению технологии сети Интернет как наиболее удобного средства взаимодействия различных информационных систем.

Современный период развития современного общества характеризует процесс информатизации. Информатизация общества — это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства является сбор, накопление, продуцирование, обработка, хранение, передача и использование информации, осуществляемые на основе современных средств микропроцессорной и вычислительной техники, а также на базе разнообразных средств информационного обмена.

Развитие мировой науки показало, что в настоящее время человечество живёт в период так называемого информационного взрыва, когда объём знаний, накапливаемый цивилизацией в ходе своего развития, удваивается каждые 10 лет, а по некоторым оценкам, уже в самое ближайшее время это удвоение будет происходить каждые 5 лет. Это означает, что становится невозможным за относительно короткий период обучения ознакомить обучаемого даже с малой частью информации, необходимой ему в процессе будущей деятельности.

Разумеется, образование в постиндустриальном обществе и не может ставить своей целью только чистую передачу некоторого объёма информации. Для решения определенных проблем, испытываемых организацией при переходе к новой информационной системе управления или введении оной в эксплуатацию, уже разработана методика преодоления, позволяющая сравнительно легко осуществлять внедрение ИТ.

Сейчас общество остро нуждается в специалистах, способных постоянно обновлять свои знания и самостоятельно овладевать новыми навыками, а также умеющих не только искать, но и создавать новые рабочие места в условиях динамичного рынка труда.

“Смешанные цифровые форматы обучения сотрудников обусловлены двумя вещами: глобальные изменение мира и изменение людей. Если такси раньше вызывали по телефону, сейчас – через мобильные приложения, и в остальном мы видим подобные изменения. Большинство кандидатов сейчас – это поколения Y и Z, они живут и мыслят по новому. Их отличает то, как они воспринимают информацию, лучше через видеомикроформаты, сразу реагируют на сообщение, чаще пользуются мессенджерами, общаются гифками и эмоджи. С другой стороны, есть бизнес с четкими рамками и HR с его стремлением соединиться с маркетингом и digital.

Компании-лидеры взяли на себя огромный труд по созданию работающих моделей , внедрению их у себя и популяризации своих передовых практик. Одной из лидирующих компаний в области цифровой методологии является Сбербанк.

В их специальных проектах “Модели цифровых компетенций”, и “6 главных вызовов для HR в области обучения были рассмотрели цифровые навыки, лежащие в основе цифровых компетенций. 

Пилотный вариант данного отчета был представлен на III Международной конференции «Больше чем обучение», которую Корпоративный университет Сбербанка провел 26 октября 2018 г. совместно с Европейским фондом развития менеджмента (EFMD) при участии Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее», и которая была посвящена теме «Как развивать цифровые навыки»”

Обучение в цифровую эпоху будет непрерывным, социальным, персонализированным, ориентированным на потребности и интересы обучающегося, а образовательные решения будут приниматься на основе больших данных, собранных в процессе предыдущих сессий обучения. Это означает значительное изменение образовательной парадигмы. Это изменение не только в том, что процессы обучения переводятся в цифровую среду.
Обучение в цифровую эпоху — это более глубокая трансформация всего процесса обучения, применение новых цифровых инструментов для переосмысления того, как необходимо обучать, чтобы быть современным. Технологические новшества в информационной среде (развитие мобильных сетей, искусственный интеллект, автоматизация, продвинутая аналитика данных и пр.) позволяют расширять возможности обучения за счет сочетания традиционных методов обучения и современных технологий. Например, используя алгоритмы для персонализации опыта обучения.

Под цифровыми навыками (digital skills) мы будем понимать устоявшиеся, доведенные до автоматизма модели поведения, основанные на знаниях и умениях в области использования цифровых устройств, коммуникационных приложений и сетей для доступа к информации и управления ей. Цифровые навыки позволяют людям создавать и обмениваться цифровым контентом, коммуницировать и решать проблемы для эффективной и творческой самореализации в обучении, работе и социальной деятельности в целом.

Новые подходы к организации обучения

Ключевым фактором конкурентоспособности личности профессионала и компании в мире VUCA становится принцип непрерывности образования.
Процесс, лежащий в основе, — непрерывное обучение (lifelong learning) — постоянный, добровольный и самомотивированный поиск знаний по личным или профессиональным причинам.
Согласно концепции «обучения будущего», предложенной Ж. Делором, индивид должен овладеть 5 навыками, чтобы отвечать запросам изменений во внешней среде:
1. 
учиться знать (learning to know) — осознание природы информации, овладение инструментами обучения, а не только приобретение структурированных знаний;
2.
учиться действовать (learning to do) — развитие комплекса навыков для тех видов работ, которые необходимы сейчас и будут необходимы в будущем, включая инновацию и адаптацию обучения к будущим условиям работы;
3.
учиться жить в окружении других людей и сотрудничать (learning to live together, and with others) — конструктивно коммуницировать, мирно разрешать конфликты, открывать для себя других людей и их культуры, укреплять потенциал сообщества, индивидуальную компетентность и способности, экономическую устойчивость и социальную интеграцию;
4.
 учиться быть (learning to be) — образование, способствующее всестороннему и полноценному развитию человека: ум и тело, интеллект, чувствительность, эстетическая оценка, духовность и т. д.; учиться учиться (learning to learn) и продолжать учиться в течение всей жизни.

Виды и правила организации цифрового обучения.

Организация образовательной деятельности колледжа, университета с использованием электронных информационных ресурсов предполагает использование новейших педагогических технологий, стимулирующих развитие внутренних резервов каждого ученика и одновременно способствующих формированию социальных качеств учащихся, т. е. использование новых информационных технологий обучения, позволяет решать дидактические проблемы, управляя процессом обучения. Сегодня актуальной задачи колледжа, университета является в поиске новых форм и средства при переходе от традиционного к инновационному образованию в учебном процессе, необходимостью повышения эффективности обучения, дать возможность учащимся проявлять самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности.

Сегодня актуальной задачи университета является в поиске новых форм и средства при переходе от традиционного к инновационному образованию в учебном процессе, необходимостью повышения эффективности обучения, дать возможность учащимся проявлять самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности.

Организации учебного процесса в колледже, университете с применением новых информационных технологий содержит два тесно связанных между собой слагаемых. Во-первых, огромные возможности современные информационные технологии несут в себе несравнимый с ранее применявшимися техническими средствами обучения, дидактический материал, который может и должен быть реализован в учебно-воспитательном процессе. Во-вторых, широкое применение компьютеров в учебном процессе зависит от подготовки кадров на уровне современных требований. Поэтому изучение и использование информационной и компьютерной технологии в учебном процессе — важнейший компонент подготовки учащихся к дальнейшей трудовой деятельности.

В настоящее время информационные технологии широко применяется для организации учебно-воспитательного, научно-исследовательского и управленческого процесса колледжа, университета которые основными характеристиками являются возможность дифференциации и индивидуализации обучения, а также возможность развития творческой познавательной активности учащихся. Внедрение в образовании информационных технологий повышает общий уровень учебного процесса, усиливает мотивацию обучения и познавательную активность учащихся, постоянно поддерживает учителей в состоянии творческого поиска дидактических новаций. Информационные технологии в образовании постепенно превращаются из инструмента обучения в мощное средство развития всего образовательно-воспитательного комплекса колледжа, университета.

Для организации учебного процесса с применением информационных технологии могут применяться пяти основных метода обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, исследовательский, частично — поисковый, или эвристический метод.

Применение этих методов с использованием информационные технологии позволяет существенно улучшить качество организации процесса обучения, но не позволяет радикально изменить учебный процесс по сравнению с применяемой традиционной обучении. При использовании информационных технологий формальный компонент процесса обучения игнорировать невозможно, следовательно, невозможно и избежать использования этих методов с их однозначным пониманием и усвоением учебной информации, точным воспроизведением способов действий.

Организация учебного процесса в колледже, университете с применением информационных технологий должны обеспечивать:

  • доставку учащимся основного объема изучаемого материала;
  • интерактивное взаимодействие учащихся и преподавателей в процессе обучения;
  • предоставление учащимся возможности самостоятельной работы по усвоению изучаемого материала;
  • контроль знаний и навыков, полученных ими в процессе обучения.

Для этих целей в учебном процессе колледжа, университета применяются следующие средства информационные технологии:

  • предоставление учебников и другого печатного материала;
  • пересылка изучаемых материалов по компьютерным телекоммуникациям;
  • дискуссии и семинары, проводимые через компьютерные телекоммуникации;
  • современные прикладные программы (Word, Excel, PowerPoint, Access);
  • Интернет, в том числе электронная почта;
  • двусторонние видео-телеконференции;
  • электронные информационные ресурсы.

Сегодня в колледже и университете успешно используются различные современные программные продукты. Для обработки и подготовки текстовых документов и при подготовке различных видов отчётов, докладов, выступлений на научно-практических конференциях широко применяется текстовые редакторы.

Электронные таблицы MS Excel позволяют готовить учебные планы, различного вида цифровые отчёты колледжа, университета, графики, диаграммы.

С полной загрузкой работают компьютерные классы. В компьютерном классе колледжа, университета имеют возможность применять электронные ресурсы на различных этапах урока:

  • при изложении нового материала — визуализация знаний с помощью программы PowerPoint;
  • проведение виртуальных лабораторных работ с использованием обучающих программ;
  • закрепление изложенного материала с помощью разнообразных обучающих программ и лабораторных работ;
  • система контроля и проверки знаний студентов с помощью с контролирующих программ;
  • при проведении интегрированных уроков по методу проектов, результатом которых будет создание Web — страниц, проведение телеконференций.

Создание локальных компьютерных сетей в колледже, университете позволяет выйти в сеть Internet из различных точек, в том числе и из компьютерных классов, намного расширяя возможности, как в учебном процессе, так и в организации научных исследований, внеурочной работе. Это облегчает поиск нужной информации, позволяет просматривать документы, находить электронные учебники и много другое, а также обеспечивает общение через электронную почту.

Использование мультимедийных проекторов, ноутбуков, веб-камер, позволяет организовывать в колледже, университете различные мероприятия и научные конференции.

Применение информационных технологии для организации учебного процесса значительно расширяют возможности предъявления учебной информации, позволяет существенно повысить мотивацию учащихся к обучению, вовлекают учащихся в учебный процесс, увеличивает возможности постановки учебных задач и управления процессом их решения, а также позволяют качественно изменять контроль деятельности учащихся.

Одним из преимуществ использования электронного информационного ресурса является повышенный интерес учащихся к преподаваемой дисциплине, т. к. он обладает высокой наглядностью, в нем можно использовать анимации, видеосюжеты, звуковое сопровождение, дополнительный материал и другое.

Обучение через опыт

Образовательные технологии, которые лежат в основе обучения через опыт, обычно разделяют на три группы:
1.
Деловые симуляции и игры — технологии обучения, при которых воспроизводятся процессы, события, места, ситуации, позволяющие обеспечить интерактивный опыт обучения с контролируемым уровнем риска.
Деловые игры — вид симуляций, включающий такие игровые элементы, как история, цели, обратная связь и собственно игра.
2.
Обучение на рабочем месте в процессе обычной работы участника. Такой тип обучения может быть как структурированным (коучинг, наставничество и т. п.), так и неструктурированным (обмен знаниями в ходе рабочих коммуникаций, наблюдение за работой других).
3. 
Обучение действием — методы обучения, когда отдельные участники или команды выполняют задания и обучаются в процессе разработки решений реальных бизнес-проблем и ситуаций.

Адаптивное обучение

Основной принцип адаптивного обучения заключается в том, что слушатели, начиная обучение с разным уровнем опыта, знаний, умений и навыков, путем освоения индивидуальных траекторий достигают единых результатов обучения, определенных образовательной программой. В итоге внедрение адаптивного обучения позволяет достигать необходимых результатов обучения в более короткие сроки за счет рекомендации наиболее релевантного и оптимального по трудности контента для каждого слушателя.
Учитывая разнообразие входных характеристик пользователей, адаптивное обучение является способом обеспечить эффективное распределение ограниченных образовательных ресурсов.
Однако постоянная трансформация учебного контента в реальном времени реализуема только при условии интеграции системы адаптивного обучения и искусственного интеллекта, имеющего постоянный доступ к различным банкам заданий.
Реализация адаптивного обучения возможна на электронных образовательных платформах, обладающих рядом базовых для адаптивного обучения систем и элементов. В рамках этой системы используются следующие инструменты: инструменты рекомендаций, которые дают слушателям ранжированные предложения, инструменты предиктивной аналитики, которые предсказывают такие метрики, как степень и вероятность достижения целей, инструменты единой истории обучения: личный кабинет слушателя, позволяющий связать воедино опыт обучения.

Социальное обучение

Социальное обучение (social learning) — обмен информацией и опытом, коллаборация и совместное создание контента между и внутри сетей (как работников, так и внешних лиц) с использованием интерактивных дискуссий и обсуждений и социальных медиа, основанных на цифровых технологиях.
Компания ATD предлагает следующие ключевые метрики оценки эффективности социального обучения :

-частота обращений к отдельным обучающим материалам;
-активности в онлайн-сообществах обучающихся;
-популярность пользовательского контента;
-связь с бизнес-целями и KPI;
-многообразие типов пользовательского контента;
-частота добавления контента;
-частота использования отдельных инструментов социальных медиа;
-поведенческие характеристики пользователей, которые делятся контентом;
-опросы удовлетворенности работников социальным обучением;
-связь с индивидуальными целями.