8(8422) 42-02-08, 8(8422) 42-02-01

redcrossyl@yandex.ru

Ульяновск, ул. Гагарина, 1

СБ и ВС выходные дни

Пн-пт 09:00-18:00

обед 13:00-14:00

Лекция №1.1. Интерактивные технологии обучения

В XXI веке требуется современный человек, который не только вооружен новыми знаниями, но и умеет их применять для решения возникающих перед ним проблем в быстро меняющемся мире.

В образовании сложились, утвердились и получили широкое распространение в общем три формы взаимодействия преподавателя и студентов, которые для наглядности представим схемами.

1. Пассивные методы

2. Активные методы

3. Интерактивные методы

Каждый из них имеет свои особенности.

Пассивный метод – это форма взаимодействия преподавателя и студента, в которой преподаватель является основным действующим лицом и управляющим ходом занятия, а студенты выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам преподавателя. Связь преподавателя со студентами на пассивных занятиях осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т. д. С точки зрения современных педагогических технологий и эффективности усвоения студентами учебного материала пассивный метод мало эффективен, но, несмотря на это, он имеет и некоторые плюсы. Это относительно легкая подготовка к занятию со стороны преподавателя и возможность преподнести сравнительно большее количество учебного материала в ограниченных временных рамках занятия.

Активный метод – это форма взаимодействия студентов и преподавателя, при которой они взаимодействуют друг с другом в ходе занятия и студенты здесь не пассивные слушатели, а активные участники, студенты и преподаватель находятся на равных правах. Если пассивные методы предполагали авторитарный стиль взаимодействия, то активные больше предполагают демократический стиль.

 Многие между активными и интерактивными методами ставят знак равенства, однако, несмотря на общность, они имеют различия. Интерактивные методы можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов.

Интерактивный метод Интерактивный («Inter» – это взаимный, «act» – действовать) – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности студентов в процессе обучения. Место преподавателя на интерактивных занятиях сводится к направлению деятельности студентов на достижение целей занятия. Преподаватель также разрабатывает план занятия (обычно, это интерактивные упражнения и задания, в ходе выполнения которых студент изучает материал).

Интерактивное обучение — это специальная форма организации познавательной деятельности. Она подразумевает вполне конкретные и прогнозируемые цели.

Цель состоит в создании комфортных условий обучения, при которых студент или слушатель чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения, дать знания и навыки, а также создать базу для работы по решению проблем после того, как обучение закончится.

Другими словами, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие между студентом и преподавателем, между самими студентами.

Развитие личности требует раскрытия новых качеств и возможностей.

Современное образование предъявляет новые требования к формам и методам обучения. Одним из современных и востребованных методов является – интерактивное обучение.

Интерактивное обучение (от англ. interation – взаимодействие) — обучение, построенное на взаимодействии учащегося с учебным окружением, учебной средой, которая служит областью осваиваемого опыта. Учащийся становится полноправным участником учебного процесса, его опыт служит основным источником учебного познания. Педагог (ведущий) не даёт готовых знаний, но побуждает участников к самостоятельному поиску. По сравнению с традиционным обучением в интерактивном обучении меняется взаимодействие педагога и учащегося: активность педагога (Приложение 1) уступает место активности учащихся, а задачей педагога становится создание условий для их инициативы.

Целью интерактивного обучения является общее развитие учащихся:

  • предоставление каждому из них оптимальных возможностей в личностном становлении,
  • в расширении возможностей самоопределения и самореализации в профессиональной сфере.

Главный принцип интерактивного обучения – принцип сотрудничества субъектов образовательного процесса, предполагающий учёт личностных и возрастных особенностей и потребностей обучающихся, осуществление их психолого-педагогической поддержки в процессе обучения, что приводит к обогащению опыта, актуализации и развития, самообразования.

Задачи, которые решает интерактивное общение:

При использовании интерактивных форм роль преподавателя резко меняется, перестаёт быть центральной, он лишь регулирует процесс и занимается его общей организацией, готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, даёт консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана. Участники обращаются к социальному опыту – собственному и других людей, при этом им приходится вступать в коммуникацию друг с другом, совместно решать поставленные задачи, преодолевать конфликты, находить общие точки соприкосновения, идти на компромиссы.

  1. Развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между обучающимися.
  2. Решает информативную задачу, так как обеспечивает обучающихся необходимой информацией, без которых невозможно реализовать совместную деятельность.
  3. Решает воспитательную задачу, так как формирует отношение к людям.
  4. Развиваются общие учебные умения и навыки (анализ, синтез).
  5. Релаксация.
  6. Пробуждение у обучающихся интереса;
  7. Эффективное усвоение учебного материала;
  8. Самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения);
  9. Установление воздействия между студентами, обучение работать в команде, проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважать его достоинства;
  10. Формирование у обучающихся мнения и отношения;
  11. Формирование жизненных и профессиональных навыков;
  12. Выход на уровень осознанной компетентности студента.

Личностно-ориентированный подход в сочетании с деятельностным, развивающим подходами к обучению – методологическая основа интерактивного обучения.

Особенность интерактивного обучения – организация внутри групп интенсивного диалога, при необходимости сменяющегося на полилог. Диалог происходит внутри групп, а в результате общения между группами возникает полилог. Все это придает личностно-ориентированную, развивающую и творческую направленность содержанию и процессу обучения в целом.

Ведущими формами интерактивного обучения является такие как диалоговые формы деятельности:

  1. Круглый стол” – обсуждение вопроса (темы, проблемы) на условиях партнерства небольшой группой учащихся (обычно около пяти человек). В процессе обмена мнениями акцентируются позиции, подходы между участниками и с “аудиторией” (остальной частью группы).
  2. Заседание экспертной группы” (“панельная дискуссия”) – обычно четыре-шесть учеников с заранее назначенным председателем вначале обсуждают предварительно обозначенную проблему внутри группы, а затем излагают свои позиции всей группе. Каждый участник группы делает короткое, но емкое сообщение.
  3. Форум” – обсуждение, сходное с “заседанием экспертной группы”, только в этом случае группа учеников – участники форума, вступают в обмен мнениями с “аудиторией”
  4. Симпозиум” – более формализованное по сравнению с предыдущим обсуждение, в ходе которого участники выступают с сообщениями, отражающими их точки зрения на обозначенную проблему, после чего отвечают на вопросы “аудитории” (группы).
  5. Судебное заседание” – обсуждение, по процедуре имитирующее судебное разбирательство (слушание дела).

Под интерактивными методами понимается система правил взаимодействия обучающего и обучающихся в форме учебных игр, дискуссий, различных диалоговых процедур и видов деятельности, проблемных и развивающих ситуаций, проектирование, обеспечивающих педагогически эффективное познавательное общение. Интерактивными по педагогической природе является деятельность с мультимедиа программами, использование ресурсов и возможностей Интернет, компьютера.

Современные методы обучения отличаются большим разнообразием и выбором (Приложение 2), каждый педагог имеет возможность выбора различных тенденций. Наиболее актуальными и востребованными интерактивными методами являются Кейс-технологии:

Цель кейс-метода научить слушателей, как индивидуально, так и в составе группы:

  • анализировать информацию,
  • сортировать ее для решения заданной задачи,
  • выявлять ключевые проблемы,
  • генерировать альтернативные пути решения и оценивать их,
  • выбирать оптимальное решение и формировать программы действий и т.п.

Дополнительные эффекты кейс-метода – обучаемые получают коммуникативные навыки.

  • Развивают презентационные умения.
  • Формируют интерактивные умения, позволяющие эффективно взаимодействовать и принимать коллективные решения.
  • Приобретают экспертные умения и навыки.
  • Учатся учиться, самостоятельно отыскивая необходимые знания для решения ситуационной проблемы.
  • Надеемся, что изменяют мотивацию к обучению.

К кейс-технологиям, активизирующим учебный процесс, относятся:

  • метод ситуационного анализа (Метод анализа конкретных ситуаций, ситуационные задачи и упражнения; кейс-стади);
  • метод инцидента;
  • метод ситуационно-ролевых игр;
  • метод разбора деловой корреспонденции;
  • игровое проектирование;
  • метод дискуссии.

Достоинства интерактивного обучения:

  • расширение ресурсной базы;
  • увеличивается степень мотивации;
  • максимальная индивидуализация обучения;
  • акцент на деятельность и практику;
  • широкие возможности для творчества;
  • прочность усвоения материала.

Недостатки интерактивного обучения:

  • строгий лимит обучающихся;
  • небольшой объем изучаемого материала;
  • первоначально сформулированная тема может быть рассмотрена поверхностно, если ученики недостаточно подготовлены;
  • требуется определенное количество времени.

Презентация

Виды методов интерактивного обучения

Интерактивное обучение представлено следующими методами и приемами работы:

Мозговой штурм – представлен потоком вопросов и ответов на них, либо предложений по конкретной теме. Анализ правильности или неправильности предложений и ответов осуществляется после проведения штурма. В анализе участвуют в основном учащиеся, педагог лишь корректирует и направляет. Сравнительные диаграммы, кластеры и пазлы. Суть данного метода заключается в том, что учащиеся занимаются поиском решения ключевых проблем по поставленной педагогом мини – теме.

Интерактивное занятие с использованием ИКТ (аудио- и видеоматериалы). Педагогом подбираются, либо самостоятельно составляются тестовые задания в онлайн-режиме, осуществляется работа с электронными учебными программами, сайтами и т.д.

Круглый стол, проводимый в форме дебатов или дискуссии – групповой вид метода, предполагающий коллективное обсуждение и поиск решения поставленной проблемы. Осуществляется путем высказывания идей, мнений, предположений и т.п.

Деловые игры (имитационные, луночные, ролевые и т.п.). Один из наиболее популярных методов интерактивного обучения. Доступен для применения даже в начальных классах. В процессе игры учащиеся играют определенные роли, согласно поставленной ситуации.

Аквариум – является одной из разновидностей деловой игры. По своему содержанию и проведению напоминает реалити-шоу. Суть состоит в том, что педагог задает определенную проблемную ситуацию, 2-3 участника ее обыгрывают, остальные наблюдают и анализируют. Анализу подвергаются не только действия, но и те варианты, которые были предложены для решения проблемы.

Метод проектов. Данный метод предполагает самостоятельную подготовку проекта, по определенной теме, и его последующая защита перед другими учащимися.

BarCamp, или антиконференция. Метод предложил веб-мастер Тим О´Рейли. Суть его в том, что каждый становится не только участником, но и организатором конференции. Все участники выступают с новыми идеями, презентациями, предложениями по заданной теме. Далее происходит поиск самых интересных идей и их общее обсуждение. К интерактивным методам обучения на уроке также относят мастер-классы, построение шкалы мнений, ПОПС-формулу, дерево решений.

Все интерактивные методы обучения призваны решать главную задачу, сформулированную в ФГОС — научить человека учиться. То есть истина не должна преподноситься в готовом виде. Гораздо важнее развивать критическое мышление, основанное на анализе ситуации, самостоятельном поиске информации, построению логической цепочки и принятию взвешенного и аргументированного решения.

Существуют и другие виды интерактивного обучения (методики «Займи позицию», «Дерево решений», «Попс-формула», тренинги, сократический диалог, групповое обсуждение, интерактивная экскурсия, видеоконференция, фокус-группа и д.р.), которые можно использовать в процессе обучения студентов. Кроме того, преподаватель кафедры может применять не только ныне существующие интерактивные формы, а также разработать новые в зависимости от цели занятия, т.е. активно участвовать в процессе совершенствования, модернизации учебного процесса.

Следует обратить внимание на то, что в ходе подготовки занятия на основе интерактивных форм обучения перед преподавателем стоит вопрос не только в выборе наиболее эффективной и подходящей формы обучения для изучения конкретной темы, а открывается возможность сочетать несколько методов обучения для решения проблемы, что, несомненно, способствует лучшему осмыслению студентов. Представляется целесообразным рассмотреть необходимость использования разных интерактивных форм обучения для решения поставленной задачи.

Принципы работы на интерактивном занятии:

  • занятие – не лекция, а общая работа.
  • все участники равны независимо от возраста, социального статуса, опыта, места работы.
  • каждый участник имеет право на собственное мнение по любому вопросу.
  • нет места прямой критике личности (подвергнуться критике может только идея).
  • все сказанное на занятии – не руководство к действию, а информация к размышлению.

В интерактивных методах широко используются различные технологии: для постановки проблемы применяют аудио и видео, для поиска и оформления результатов — компьютеры. Современные технологии делают обучение более эффективным.

Алгоритм проведения интерактивного занятия:

1. Подготовка занятия

Ведущий (куратор, педагог) производит подбор темы, ситуации, определение дефиниций (все термины, понятия и т.д. должны быть одинаково поняты всеми обучающимися), подбор конкретной формы интерактивного занятия, которая может быть эффективной для работы с данной темой в данной группе.

При разработке интерактивного занятия рекомендуем обратить особое внимание на следующие моменты:

1) Участники занятия, выбор темы:

  • возраст участников, их интересы, будущая специальность.
  • временные рамки проведения занятия.
  • проводились ли занятия по этой теме в данной студенческой группе ранее.
  • заинтересованность группы в данном занятии.

2) Перечень необходимых условий:

  • должна быть четко определена цель занятия.
  • подготовлены раздаточные материалы.
  • обеспечено техническое оборудование.
  • обозначены участники.
  • определены основные вопросы, их последовательность.
  • подобраны практические примеры из жизни.

3) Что должно быть при подготовке каждого занятия:

  • уточнение проблем, которые предстоит решить.
  • обозначение перспективы реализации полученных знаний.
  • определение практического блока (чем группа будет заниматься на занятии).

4) Раздаточные материалы:

  • программа занятия.
  • раздаточные материалы должны быть адаптированы к студенческой аудитории («Пишите для аудитории!»).
  • материал должен быть структурирован.
  • использование графиков, иллюстраций, схем, символов.

2. Вступление:

Сообщение темы и цели занятия.

участники знакомятся с предлагаемой ситуацией, с проблемой, над решением которой им предстоит работать, а также с целью, которую им нужно достичь;

педагог информирует участников о рамочных условиях, правилах работы в группе, дает четкие инструкции о том, в каких пределах участники могут действовать на занятии;

при необходимости нужно представить участников (в случае, если занятие межгрупповое, междисциплинарное);

добиться однозначного семантического понимания терминов, понятий и т.п. Для этого с помощью вопросов и ответов следует уточнить понятийный аппарат, рабочие определения изучаемой темы. Систематическое уточнение понятийного аппарата сформирует у студентов установку, привычку оперировать только хорошо понятными терминами, не употреблять малопонятные слова, систематически пользоваться справочной литературой.

Примерные правила работы в группе:

  • быть активным.
  • уважать мнение участников.
  • быть доброжелательным.
  • быть пунктуальным, ответственным.
  • не перебивать.
  • быть открытым для взаимодействия.
  • быть заинтересованным.
  • стремится найти истину.
  • придерживаться регламента.
  • креативность.
  • уважать правила работы в группе.

3. Основная часть:

Особенности основной части определяются выбранной формой интерактивного занятия, и включает в себя:

3.1. Выяснение позиций участников;

3.2. Сегментация аудитории и организация коммуникации между сегментами (Это означает формирование целевых групп по общности позиций каждой из групп. Производится объединение сходных мнений разных участников вокруг некоторой позиции, формирование единых направлений разрабатываемых вопросов в рамках темы занятия и создается из аудитории набор групп с разными позициями. Затем – организация коммуникации между сегментами. Этот шаг является особенно эффективным, если занятие проводится с достаточно большой аудиторией: в этом случае сегментирование представляет собой инструмент повышения интенсивности и эффективности коммуникации);

3.3. Интерактивное позиционирование включает четыре этапа интерактивного позиционирования: 1) выяснение набора позиций аудитории, 2) осмысление общего для этих позиций содержания, 3) переосмысление этого содержания и наполнение его новым смыслом, 4) формирование нового набора позиций на основании нового смысла)

4. Выводы (рефлексия)

Рефлексия начинается с концентрации участников на эмоциональном аспекте, чувствах, которые испытывали участники в процессе занятия. Второй этап рефлексивного анализа занятия – оценочный (отношение участников к содержательному аспекту использованных методик, актуальности выбранной темы и др.). Рефлексия заканчивается общими выводами, которые делает педагог.

Примерный перечень вопросов для проведения рефлексии:

  • что произвело на вас наибольшее впечатление? Что вам помогало в процессе занятия для выполнения задания, а что мешало?
  • есть ли что-либо, что удивило вас в процессе занятия?
  • чем вы руководствовались в процессе принятия решения?
  • учитывалось ли при совершении собственных действий мнение участников группы?
  • как вы оцениваете свои действия и действия группы?
  • если бы вы играли в эту игру еще раз, чтобы вы изменили в модели своего поведения?

Интерактивное обучение позволяет решать одновременно несколько задач, главной из которых является развитие коммуникативных умений и навыков. Данное обучение помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися, обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей, обеспечивает высокую мотивацию, прочность знаний, творчество и фантазию, коммуникабельность, активную жизненную позицию, ценность индивидуальности, свободу самовыражения, акцент на деятельность, взаимоуважение и демократичность. Использование интерактивных форм в процессе обучения, как показывает практика, снимает нервную нагрузку обучающихся, дает возможность менять формы их деятельности, переключать внимание на узловые вопросы темы занятий.

Преподавателю кафедры необходимо глубоко вникнуть в данный вид обучения. Применение и подготовка студентов к той или иной интерактивной форме обучения для изучения конкретной дисциплины (темы занятия) должны быть отражены в рабочей программе дисциплины и в методических рекомендациях по подготовке к занятию в интерактивной (конкретной) форме.

Целевые ориентации:

· Активизация индивидуальных умственных процессов учащихся;

· Возбуждение внутреннего диалога у учащихся;

· Обеспечение понимания информации, являющейся предметом обмена;

· Индивидуализация педагогического взаимодействия;

· Вывод учащегося на позицию субъекта обучения;

· Достижение двусторонней связи при обмене информацией между учащимися.

Интерактивные занятия в подготовке специалистов социальной работы

В практике социального образования при подготовке специалистов социальной работы применяются различные методы обучения. Под методами обучения понимается совокупность приемов, способов и подходов, отражающих форму коммуникаций студентов и преподавателя в процессе обучения. В социальном образовании широко распространены такие методы, как: пассивные, активные и интерактивные. Которые мы рассмотрели выше.

В педагогической практике более совершенными методами выступают интерактивные (от англ, interaction – взаимодействие, воздействие друг на друга), под которой понимают многостороннюю форму коммуникации между всеми субъектами образовательного процесса, в том числе при помощи дополнительных инструментов взаимодействия. Такие методы предполагают наличие обмена информацией и обратной связи в различных видах учебного взаимодействия обучающегося с учебным окружением, в том числе с использованием дополнительных ресурсов:

между преподавателем(ями) и студентом(ами);

студента и других студентов в составе группы или без нее;

видео и компьютерное взаимодействие студента(ов) с пре- подавателем(ями) и другими ресурсами;

студентов с обучающими тренажерами и инфраструктурными ресурсами.

Можно выделить следующие группы методических подходов к интерактивным формам проведения занятий:

1. Изучение и закрепление нового материала:

интерактивные лекции (проблемная лекция, лекция- визуализация, лекция с заранее запланированными ошибками, лекция-пресс-конференция, лекция-беседа, лекция-дискуссия);

«обучающийся в роли преподавателя»;

«каждый учит каждого»;

просмотр и обсуждение видеофильмов.

2. Обсуждение и разрешение сложных и дискуссионных вопросов и проблем:

учебные групповые дискуссии и обсуждения (семинар- развернутая беседа с обсуждением доклада, семинар-обсуждение письменных рефератов);

семинары в диалоговом режиме и «круглые столы»;

разбор конкретных ситуаций, метод кейсов;

«мозговой штурм».

3. Имитационные технологии – обучение при наличии модели изучаемого процесса:

ролевые игры;

деловые игры;

психологические и иные тренинги.

Важным аспектом является принцип самообучения на основе рефлексии.

4. Использование информационно-коммуникационных технологий:

компьютерные симуляции;

электронное тестирование знаний, умений и навыков;

выполнение групповых семестровых заданий и курсовых работ в Интернет-среде;

консультации, лекции и семинары с использованием видеоконференц-связи.

5. Проектная деятельность:

метод проектов (разработка проекта).

6. Социальные проекты и другие внеаудиторные методы обучения:

приглашение специалиста (мастер-класс);

экскурсии;

вузовские и межвузовские конференции и телеконференции;

проведение форумов;

работы студенческих вузовских и межвузовских исследовательских групп;

семинар, продолжающийся на регулярной основе не менее двух семестров.

Большое количество из перечисленных интерактивных форм проведения занятий строится на методике работы в малых группах. Она дает всем обучающимся возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия).

Стоит обратить внимание, что перечисленные интерактивные методы могут комбинироваться между собой и находить продолжения в разных видах учебных занятий.

В заключение отметим, работа студентов на интерактивном занятии должна быть объективно оценена. Грамотная организация оценивания – одна из самых сложных задач в образовательном процессе. Эта задача тем более осложняется при использовании интерактивных методов преподавания. Кроме традиционной проверки знаний через тесты, письменные задания и контрольные работы, экспресс-опросы («летучки») и расширенные опросы, ориентированные на знания и понимание, педагогу становятся нужны и другие методы и подходы в оценивании.

Методы оценивания должны показать уровень овладения интеллектуальными умениями, навыками коммуникации, решения сложных проблем, использования правовых и иных социальных инструментов, умения определить свои ценностные ориентиры.

Основные правила организации интерактивного обучения.

Правило первое. В работу должны быть вовлечены все участники. С этой целью полезно использовать технологии, позволяющие включить всех участников в процесс обсуждения.

Правило второе. Надо позаботиться о психологической подготовке участников. Речь идет о том, что не все, пришедшие на занятие, психологически готовы к непосредственному включению в те или иные формы работы. В этой связи полезны разминки, постоянное поощрение за активное участие в работе, предоставление возможности для самореализации.

Правило третье. Обучающихся в технологии интерактива не должно быть много. Количество участников и качество обучения могут оказаться в прямой зависимости. Оптимальное количество участников – до 25 человек.

Правило четвертое. Помещение должно быть подготовлено с таким расчетом, чтобы участникам было легко пересаживаться для работы в больших и малых группах.

Правило пятое. Четкое закрепление (фиксация) процедур и регламента. Об этом надо договориться в самом начале и постараться не нарушать его. Например: все участники будут проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважать его достоинства.

Правило шестое. Отнеситесь с вниманием к делению участников семинара на группы. Первоначально его лучше построить на основе добровольности. Затем уместно воспользоваться принципом случайного выбора.

Обязательные условия организации интерактивного обучения:

· доверительные, позитивные отношения между обучающим и обучающимися;

· демократический стиль;

· сотрудничество в процессе общения обучающего и обучающихся между собой;

· опора на личный (“педагогический”) опыт обучающихся, включение в учебный процесс ярких примеров, фактов, образов;

· многообразие форм и методов представления информации, форм деятельности обучающихся, их мобильность;

· включение внешней и внутренней мотивации деятельности, а также взаимомотивации обучающихся.

Интерактивные формы обучения обеспечивают высокую мотивацию, прочность знаний, творчество и фантазию, коммуникабельность, активную жизненную позицию, командный дух, ценность индивидуальности, свободу самовыражения, акцент на деятельность, взаимоуважение и демократичность.